Известный поэт Михаил ШАБРОВ – многократный лауреат телевизионной премии «Песня года». Сотрудничал с самыми крупными звёздами отечественной эстрады: Софией Ротару, Иосифом Кобзоном, Львом Лещенко, Ириной Понаровской, Вячеславом Добрыниным, Сосо Павлиашвили, Михаилом Боярским. До сих пор в радости или в горести его песни поёт вся страна, достаточно вспомнить такие хиты, как «Лаванда», «Луна-луна», «Было, но прошло», «Хуторянка», «Автомобили» и другие.
Музей принадлежит не только прошлому
– Михаил Зеликович, сейчас вы не только пишете песни, но и выступаете в роли креативного продюсера одного уникального арт-проекта. Речь идет о создании нового концертного зала в Государственном геологическом музее им. В.И. Вернадского РАН. Почему взялись за столь хлопотное дело?
– Меня пригласил в этот проект прекрасный музыкант и композитор Семён Сон. Но ничего бы не произошло без Юрия Николаевича Малышева – директора ФГБУН Государственный геологический музей им. В.И. Вернадского РАН, академика РАН, президента Академии горных наук. Это очень прогрессивный и в хорошем смысле беспокойный человек. Он прекрасно понимает, что музей – не что-то застывшее, доисторическое. Музей принадлежит прошлому, настоящему, но он может работать и на будущее.
В нём есть совершенно роскошный концертный зал с видом на Кремль и Александровский сад. С фантастической акустикой. Буквально на днях в этот зал привезли из Италии уникальнейший инструмент – рояль «Фазиоли». Это один из лучших инструментов, в России подобных нет, а в мире их существует чуть более 80. Он изготовлен из дерева, из которого делали скрипки Страдивари и Амати, а белые клавиши – настоящая слоновая кость. Инструмент очень дорогой, и низкий поклон за него спонсорам Геологического музея, в частности, ОАО «Распадская» и всем другим меценатам. Звук у рояля совершенно феноменальный, бархатный, неповторимый.
Этот рояль и станет во многом смысловой доминантой Концертного зала на Моховой, рассчитанного на 300–350 мест. Мы хотим, чтобы это был элитный концертный зал. Элитный в том смысле, что всё, что будет в нём проходить, должно быть отмечено талантом и высоким профессионализмом, удивлять необычностью. Вот почему мы сейчас ищем новые формы проведения мероприятий для этого зала. Не просто концерт, не просто художественная выставка, а сочетание в каждом из этих мероприятий разных видов и жанров художественного творчества. Например, если это выставка фотохудожника или скульптора, то обязательно в сочетании с музыкой, поэзией, которые помогут зрителям полнее и ярче почувствовать работы мастеров.
Двери Концертного зала на Моховой будут широко открыты для одарённых молодых исполнителей московских художественных учебных заведений. Мы также готовы предоставлять зал фирмам и предприятиям для проведения собственных презентаций и рекламных мероприятий. А 21 июня состоится презентация самого Концертного зала музея имени Вернадского и заодно уникального рояля «Фазиоли».
До востребования
– Возможно, в этом зале когда-нибудь выступит и Роксана Бабаян, певица, с которой вы снова плотно работаете?
– Почему бы и нет? С Володей Матецким мы стали писать для неё песни с 86-го года – «Счастье близко, счастье далеко», «Чары колдовские», с которой она стала лауреатом «Песни года – 93». Но однажды Роксана решила сделать перерыв в своей творческой деятельности. И с головой ушла в то, что любит: возглавила Лигу защиты животных, стала играть в кино и театре. Но всему своё время. Выяснилось, что песни Роксаны Бабаян 80-х, 90-х годов вдруг оказались востребованными. И она решила вернуться на эстраду. Сейчас мы вместе думаем над новой программой под символическим названием «До востребования». Это будут лучшие хиты из её старого репертуара, армянские песни, русские романсы, в том числе «Белая ночь» из репертуара Изабеллы Юрьевой, к которой делается специальная аранжировка, и даже «Аве Мария» Шарля Гуно. Есть в задумке и новые песни.
– А с Ириной Понаровской, с которой вы тоже много работали, не собираетесь делать новую программу?
– Я бы с удовольствием. Вообще считаю, что Ирина Понаровская – это лучшая российская певица последних 30–40 лет, да простят меня Алла Пугачёва и София Ротару. Лучшая по уровню художественного понимания, восприятия, вкуса. Но она уехала из России, живёт то в Эстонии, то в Швеции. Как известно, её темнокожего сына несколько лет назад сильно избили фашисты местного розлива, он чуть не погиб. И конечно, Ира с этим мириться не могла, она прежде всего мать. После её отъезда мы, к великому сожалению, не виделись.
Песня о дикорастущем лекарственном растении
– Вместе с Владимиром Матецким вы написали лучшие хиты Софии Ротару: «Лаванда», «Было, но прошло», «Хуторянка» и другие. Расскажите о том, как рождалась та или иная песня?
– С «Лавандой» была интересная история. Идея пришла в голову Володе. Как-то он мне звонит: «Слушай, есть замечательное слово «лаванда». Очень музыкальное, ты подумай на эту тему». Первым делом я открыл Большую советскую энциклопедию, увидел нечто похожее на обглоданную кисть винограда и определение: «Дикорастущее лекарственное растение семейства губоцветных». Что же я могу с этой «лавандой» придумать? Разве кто-то подарит любимой девушке такой цветок? В общем, поначалу написал какую-то лабуду. И отдал текст Володе со словами – «это могут петь только в ресторанах». Матецкий, оставив от предыдущего текста только фразу «Лаванда, горная лаванда», сочинил музыку и отнёс песню на телевидение редактору Алле Дмитровой для новогоднего «Голубого огонька».
И вот однажды мне звонит Алла: мол, Матецкий показал песню «Лаванда», мы её возьмём, но с условием – она должна стать дуэтной, её будут петь София Ротару и Яак Йоала. Надо было писать новый текст. Но как ни крутил со словами, как ни вертел, ничего придумать не мог. Дело пахло катастрофой – август месяц, вот-вот начнутся съёмки, а песни нет. И тут меня послали в командировку в Болгарию. Чтобы скоротать время, я взял с собой в самолёт «Юношеский роман» Валентина Катаева. И вот читаю эту замечательную книгу, где Катаев пишет, как в 1916 году он возвращается с фронта в Одессу после лёгкого ранения. И, проезжая через Румынию, где железная дорога проходит недалеко от моря, он видит, как с гор к морю сбегают синие цветы лаванды…
– Это называется «Божественное провидение»!
– Я тоже так подумал. И на следующий день написал новый текст песни. 1 января «Лаванда» впервые появилась в эфире, а 2-го мы с Володей Матецким стали популярными авторами.
За цветущих российских бабушек
– Михаил Зеликович, все мы, конечно, рады за успех наших «Бурановских бабушек», но вы как автор хитов, которые до сих пор поёт вся страна, как относитесь к их выступлению?
– Неоднозначно отношусь. Ходит даже жёсткая шутка, что, поскольку бабушки плохо выговаривают фразу «COME ON», народ поёт «ОМОН and dance»… А если серьёзно, бабушки они, конечно, замечательные, но, я считаю, что это позорное явление для России. Недаром провели такую параллель: в «Бурановских» самой молодой бабушке столько же лет, сколько и Мадонне. Как выглядит Мадонна в свои 53 года и как та самая «бурановская бабушка»?! К сожалению, к большому сожалению… А как вообще живут и выглядят их ровесницы, скажем, в Японии или в каком-нибудь графстве Йоркшир, с их тамошними пенсиями, заботой государства, медицинским обслуживанием? Мне бы хотелось видеть на подобных музыкальных конкурсах ухоженных, цветущих российских бабушек, и чтобы в их деревне были газ и электричество не потому, что они выступали на «Евровидении». Чтобы дороги были заасфальтированы, чтобы пожилые люди жили в красивых, добротных домах, и под боком у них была прекрасная больница, а не один фельдшерский пункт за триста вёрст!..
– С кем из молодых исполнителей вы связываете свои надежды?
– Сейчас мы с Вячеславом Добрыниным написали три песни для 28-летней Кристины Збигневской. У этой красивой девушки драматическая судьба. Несколько лет назад она попала в страшную автокатастрофу. Но врачи её спасли, правда, навек «приговорили» к инвалидному креслу. Кристина окончила Минский институт физкультуры, занималась художественной гимнастикой, работала в шоу-балете «Тодес». И не привыкла сдаваться. Тут надо отдать должное и её маме, силе материнской любви, с которой она говорила дочери: «Ты должна встать и пойти!» И Кристина совершила невозможное – поднялась с инвалидного кресла. И не только стала ходить, но и танцевать, петь, выступать на эстраде. Не так давно у Кристины Збигневской вышел альбом под названием «Красавица». Песни в нём такие, что доходят до сердца, души и ума любого человека.