Аргументы Недели → Культура № 22(314) от 14.06.2012

Кинотавр 2012: Покой нам снится

, 19:17 , Кинокритик, тележурналист

Завершился 23-й Открытый российский кинофестиваль «Кинотавр», и можно подвести его итоги. Высокое жюри под руководством Владимира Хотиненко распределило призы, судя по реакции коллег, к всеобщему удовольствию. Но вот у меня есть некоторые возражения, главным образом против гран-при фильму Павла Руминова «Я буду рядом».

Помню, в своё время в Каннах показали фильм Атома Эгояна «Прекрасное завтра», где сюжет начинается с того, что в пропасть падает автобус со школьниками. Потом нам показывают их неутешных родителей, рассказывается история про некоторых из них. На мой взгляд, это запрещённый приём. Зритель сочувствует персонажам не в силу каких-то привлекательных черт их характеров или достойных одобрения поступков, а потому, что они несчастны.

Вот и в фильме «Я буду рядом» мы почти в самом начале узнаём страшное – у героини Инны опухоль головного мозга. Этот вид рака неизлечим. И она, живущая исключительно среди доброжелательных людей, весь фильм готовится к смерти. Заботливая мать, она подыскивает новых родителей для своего 6-летнего сына. Это очень хорошие люди, мы верим, что мальчику вместе с ними не будет одиноко. У неё прекрасная подруга, которая всегда поможет. А социальный работник, ухаживающий за ней в последние дни (Алиса Хазанова), – воплощение заботы и добродетели.

Владелец ресторана, где наша героиня (Мария Шалаева) работает менеджером, готов дать любые деньги на лекарства и операцию. То есть современная Москва – просто сказочный мир, где живут прекрасные люди. И только вот в тело одного из них случайно заползла раковая опухоль, как змея, и ничего с этим не поделать.

Но в художественном произведении ничто не может быть случайно. Если героиня смертельно заболевает, то это должно быть по какой-то причине. Это же не документалистика. Если объяснений нет, то нам предлагают клинический случай, который не обогащает нас художественным опытом. Конечно, любой нормальный человек будет сочувствовать героине, поставленной в такую ситуацию. Но эта эмоция никак не обогащает. Как сказала после просмотра картины писатель и мать двоих детей Татьяна Москвина – «пришла в хорошем настроении, ушла в плохом».

Вот в фильме Василия Сигарева «Жить», о котором я писал в прошлом номере, смерть героев носит вполне осмысленный характер. Она нужна не сама по себе, а для осознания таинственных законов жизни, судьбы и предопределения. То, что происходит с персонажами фильма, с одной стороны, вполне натуралистично, и в то же время возникает другой, символический, уровень рассказываемой истории, и это цепляет за живое. Приз за лучшую режиссуру достался этому фильму вполне закономерно, его композиция практически не имеет изъянов.

Но на мой вкус фильм Александра Прошкина «Искупление» эмоционально богаче, с иногда блестящими актёрскими работами (Сергей Дрейден в роли профессора). И в нём виртуозно воспроизведена атмосфера первого послевоенного года, который застаёт героев в провинциальном городишке, где (наконец-то!) действие происходит не только на первом плане. Каждый кадр продуман, насыщен «веществом жизни», работают все детали. И история, рассказанная в нём, вполне символична. Сперва героиня «сдаёт» органам свою мать, застав её с любовником. Она, любившая погибшего на фронте отца, сочла это предательством. Потом её возлюбленный, молодой офицер, приехавший перезахоранивать своих родных, убитых фашистами, тоже сгинет по доносу. Так что зло вернётся к ней бумерангом и принесёт очистительное страдание. Может быть, точнее было бы назвать фильм не «Искупление», а «Возмездие», хотя он заканчивается на мажорной ноте.

Лучшая мужская роль досталась молодому актёру Азамату Нигманову, сыгравшему в фильме «Конвой» Алексея Мизгирёва. Я уже говорил о нём в связи с кинофестивалем в Берлине, где он был во второй по значению программе «Панорама». Довольно убедительно создан образ беглого солдатика, которого везут в трибунал через каменные джунгли Москвы. И всё же думаю, что это скорее аванс, к тому же получилось так, что в конкурсных фильмах практически не было сквозных мужских ролей. Разве что Гоша Куценко в лирической комедии Виктора Шамирова «Со мною вот что происходит», которую рекомендую посмотреть. И Гоша в ней наделяет своего героя чертами вполне трогательными, окрашивая образ лирической иронией. Да и весь фильм смотрится на одном дыхании, что является его коммерческой составляющей. Этот зрительский потенциал фильма, по всей видимости, и стал аргументом против Гоши, – и без приза в той или иной номинации эта лента запросто пробьётся к аудитории, а телеканалы будут ещё не раз её показывать в новогоднюю ночь.

Приз за лучшую женскую роль поделили на этот раз две актрисы – Анна Михалкова и Яна Троянова, сыгравшие в фильме Авдотьи Смирновой «Кококо». Пожалуй, с этим можно согласиться, потому что дуэт хабалки (Троянова) и интеллигентки (Михалкова) получился на редкость цельным и в то же время драматичным, эмоциональным.

«Кинотавр» 2012 г. оказался очень жанрово разнообразным, дал точное представление о том, куда бредут наши беспокойные художники в лучах солнца или под струями дождя. Показывая нам свои грёзы, они пытаются как-то растормошить возможного зрителя. И хотя факт пересечения зрителя с большинством отобранных и награждённых картин маловероятен, оптимизм вызывает энтузиазм участников процесса. Художественное варево кинофестиваля, как расплавленный металл, когда-нибудь прожжёт бастионы прокатчиков, – главное, чтобы под фестивальным котлом гудело пламя.

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram