Так называется концерт, который пройдет 16 июня 2012 в Центре Павла Слободкина (Москва, м. Смоленская, ул. Арбат, 48). В Москву по приглашению Classica.FM с единственным концертом приедет Светлана Феодулова. Обладательница феноменальной колоратуры, которая берёт «до» четвёртой октавы (что зафиксировано в Книге Гиннеса как абсолютный рекорд), выступит с программой из вокальных сочинений высшей категории сложности.
Самый высокий оперный голос — единственная в мире поющая в четвёртой октаве колоратурное сопрано Светлана Феодулова родилась в Москве. Она закончила музыкальную школу им Ф. Шаляпина, в течение девяти лет была солисткой Большого Детского Хора им. В. С. Попова, училась в Академии Хорового Искусства, там же преподавала актёрское мастерство. Затем уехала в Италию и несколько лет там совершенствовала свой уникальный голос.
Почему Италия? К сожалению, только в этой стране осталась утраченная школа колоратурных сопрано, когда-то блиставших на всех оперных сценах мира, а ещё в первой половине XX века — на эстраде и в кино. Самым ярким русским соловьём была колоратурное сопрано Антонина Нежданова, за рубежом блистали Ингеборг Хальштайн, Лили Понс, Рита Штрайх, Эрна Сак, Мадо Робин, Луиза Тетраццини, Милица Корьюс. Сегодня это искусство утеряно, про этих певиц почти забыли.
Сегодня колоратурным чаще называют сопрано с подвижным верхним регистром, но на самом деле это абсолютно другая техника с иным принципом звукоизвлечения. Подлинное колоратурное сопрано, без лирической мягкости, звучит серебристо и звонко. Самый верхний диапазон для них является «родным» — там, в отличие от обычного сопрано, они поют без напряжения.
Колоратуры легко справляются со всеми видами украшений, поскольку это заложено самой их природой. Этим голосам поручают образы молодых героинь, жизнерадостных, лукаво-шаловливых. Они могут выражать и беспристрастие, холод и даже жестокость. Колоратурные голоса позволяют использовать удивительные эффектные приёмы, недоступные другим тембрам — эхо, приём звук на себя, тончайшее пианиссимо, феерически быстрый темп и многое другое.
Именно поэтому для колоратур раньше очень много писали Моцарт, Россини, Доницетти. Композиторов XVIII века в нем привлекали блеск и виртуозность, возможность исполнять блестящие пассажи. Позже, в XIX веке, стали обращать внимание на выразительность пения. Ещё в первой половине XX века слушатели ценили феерическую подвижность колоратур, и в это время они блистали на эстраде.
Однако «мода» меняется даже на голоса. Появилась новая школа, для которой «слишком много тембра в голосе» стало недостатком. Она делает голоса крупными и притупляет яркость тембральной окраски. Если раньше все подстраивали под колоратур, то во второй половине XX века ориентир координально сменил направление. Однако сегодня, спустя многие десятилетия, она вновь возвращается.
Тем удивительнее осознавать принадлежность той самой старой школе 25-летней русской солистки, сразу после обучения в Италии получившей приглашение из Пражской государственной оперы. В родной Москве нынче она бывает нечасто — в Чехии её уникальный голос ценят и с большой ревностью отпускают на гастроли, боясь потерять певицу. Это неудивительно — когда, приезжая в Москву к родителям, она поёт, репетируя на 9 этаже, на улице собирается удивлённая толпа.
«Это звук такой над дыханием. Очень концентрированный и пробивной. Его не нужно кричать, тем тише, тем звонче и дальше он улетит» — рассказывает Светлана Феодулова. – «Раньше наука техники пения была настолько совершенна для колоратур, что там учитывалось все. Физика и химия. Есть даже прием задержки дыхания на доли секунды перед выходом на верхние ноты, чтобы реакция вдыхаемого кислорода в углекислый газ прошла более полноценно. Получается такой эффект, флейтовый» — делится она.
В первом же отделении уникального концерта «Вундеркинды и виртуозы», символизирующего возвращение культуры колоратурного сопрано в Россию, выступят пианисты, большинство из которых — ученицы теперь уже знаменитого профессора Анатолия Рябова. В этом же концерте 15-летняя пианистка из Коста-Рики Даниэла Наварро Моро исполнит феерический Концерт №2 Камиля Сен-Санса для фортепиано с оркестром. В концерте принимает участие Симфонический оркестр Центра Павла Слободкина, дирижёр — Илья Гайсин.