В год 150-летия со дня рождения Михаила Васильевича Нестерова Русский музей выставил около 200 работ великого художника, собранных из девяти музеев России.
Уроженец Уфы, сын купца, Михаил Нестеров учился живописному ремеслу в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, затем в Петербургской академии художеств. Его учителями были великий пейзажист Саврасов, передвижники Прянишников и Перов. В творчестве Нестерова мы видим соединение языческой любви к просторам Русской земли и пронзительную ноту христианской печали.
Нестеров мог бы остаться в истории живописи как художник, обративший свой талант на иллюстрацию страниц русской истории, подобно Сурикову. Но в 1885 году Нестеров женится на Марии Мартыновской – а через год юная жена погибает при родах, оставляя его вдовцом с дочерью на руках. (Потом расцветшая дочь Ольга станет прототипом его знаменитой картины «Амазонка». На ней художник запечатлел статную элегантную красавицу в алой шляпке, с хлыстиком в руках, на фоне печального коричнево-золотого заката.) Личное горе привело живописца к духовному перерождению.
Нестеров становится ни на кого не похожим мастером, поселяющим в невыразимо нежный русский пейзаж кротких героев, обращённых всей душой к миру неземному, к свету нетленному. На ликах монахов, монахинь, отроков, странников Нестерова лежит печать вечной красоты. Смесь тлена, заката или сумерек мира с восходом веры и знания о мире ином – основной приём и нерв картин Нестерова. В 1888 году Нестерова приглашает к себе в Абрамцево Савва Мамонтов. Его усадьба расположена неподалёку от мест, где пастушку Варфоломею странник предсказал его дальнейшее превращение в преподобного Сергия Радонежского. Эти святые земли вдохновляют Нестерова на создание «Пустынника» и «Видения отрока Варфоломея», изменивших стиль художника и его дальнейшую судьбу.
Русская душа, трепетная, ищущая веру и находящая её, становится главной музой Нестерова. В нынешние времена мрака, адской вседозволенности и отчаяния картины Нестерова – мировой нектар.
На выставке в Русском музее можно увидеть эскизы Нестерова к росписям Владимирского собора в Киеве, храма Александра Невского в Абастумани, храма Марфо-Мариинской обители в Москве.
Ещё один пласт творчества Нестерова связан с писателем Мельниковым-Печерским, обратившим его взоры к суровой непреклонности старообрядчества. Картины «На горах», «Великий постриг» и «На Волге» знакомы многим ещё по урокам в школе, их трактовали в советское время как унылую реальность царизма. Правда, вместо атеистической надменности эти картины зарождали в душах трепет и тягу к жизни прекрасной и таинственной, к России, которую мы потеряли. Оказалось, что не навсегда.
В 1917 году Нестеров пишет знаменитых «Философов» – Павла Флоренского и Сергея Булгакова, словно противопоставляя их вождям красных чертей. В Русском музее многие впервые увидели полотна Нестерова «Святая Русь», «Страстная седьмица», «Душа народа». В них – плод размышлений христианского мыслителя и художника Нестерова о пути русского народа к Богу, к своему мировому предназначению.
Михаилу Васильевичу Нестерову были дарованы долгая жизнь, второй счастливый брак. При Сталине он превратился в уважаемого ветерана русского искусства. В 1935 году состоялась единственная после революции персональная выставка мастера. Он продолжает работать над христианскими сюжетами, но при этом пишет блестящие по реализму и энергетике портреты советских успешных героев труда. Это скульпторы Шадр и Мухина, хирург Юдин, академик Павлов… В этих работах трудно узнать Нестерова – певца печальных берёз. Особенно поражает старичок Павлов со сжатыми кулачками.
Умер Нестеров 18 октября 1942 года.