Вагнер вне времени и пространства
12 мая 2012, 13:12 [ «Аргументы Недели» ]
В Deutsche Oper Berlin серьезно и основательно осваивают музыкальное наследие великого Рихарда Вагнера. В апреле состоялась премьера оперы «Лоэнгрин», которую сам композитор написал на трех языках: английском, итальянском и немецком.
«Лоэнгрин» — одна из наиболее цельных и совершенных опер Вагнера. В ней с большой полнотой раскрыт богатый душевный мир, сложные переживания героев. В опере ярко обрисовано острое, непримиримое столкновение сил добра и правды, воплощенных в образах Лоэнгрина, Эльзы, народа, и темных сил, олицетворяемых мрачными фигурами Фридриха и Ортруды. Музыка оперы отличается редкой поэтичностью, возвышенным одухотворенным лиризмом.
С легендой о Лоэнгрине Вагнер познакомился в 1841 году, но лишь в 1845 набросал эскиз текста. В следующем году началась работа над музыкой. Через год опера была закончена в клавире, а в марте 1848 года была готова партитура. Намеченная в Дрездене премьера не состоялась из-за революционных событий. Постановка была осуществлена благодаря усилиям Ф. Листа и под его управлением два года спустя, 28 августа 1850 года в Веймаре. Вагнер увидел свою оперу на сцене лишь через одиннадцать лет после премьеры. В основу сюжета «Лоэнгрина» положены различные народные сказания, свободно трактованные Вагнером. В приморских странах, у народов, живущих по берегам больших рек, распространены поэтичные легенды о рыцаре, приплывающем в ладье, запряженной лебедем. Он появляется в тот момент, когда девушке или вдове, всеми покинутой и преследуемой, грозит смертельная опасность. Рыцарь освобождает девушку от врагов и женится на ней. Много лет живут они счастливо, но неожиданно возвращается лебедь, и незнакомец исчезает так же таинственно, как и появился.
В Deutsche oper “Лоэнгрина» поставили на немецком и похоже от этого выиграли все. Вагнер чувствует немецкую речь и потому три с половиной часа смотрятся и слушаются на одном дыхании. Дирижеру Дональду Руннихлес удалось нащупать в партитуре не только романтическую сферу. С увертюры, посвященной Священному Грааля, была заявлена возвышенная интонация, которая сделала оперу восторженной. Именно это сразу уловили певцы и поэтому образы Лоэнгрин и германского короля Германа получились живыми, яркими и выпуклыми.
Вторая премьера этого театра, опера «Риенци. Последний трибун», стала музыкальным главным событием и настоящей сенсацией.Жанр «Риенци» — французская большая опера, хотя и на немецком языке. Соблюдены все характерные признаки: пятиактная структура, грандиозные массовые сцены, хоровые и балетные, постановочные эффекты. Партия юноши, порученная певице, напоминает о пажах большой оперы и Беллини Черты оригинального стиля Вагнера в «Риенци» обнаружить трудно. Более всего они проявляются в блестящем звучании мощного оркестра, усиленного медными и ударными инструментами на сцене и за сценой.
Тема взаимоотношения власти и народа раскрыта глубоко и мносторонне. Папский нотариус Риенци завоевал сердца плебеев, проявив себя красноречивым оратором, обличавшим злоупотребления патрициев. В полночь 19 мая 1347 года, облачившись в тогу античного трибуна, он произнес зажигательную речь на ступенях собора и в сопровождении папского легата двинулся на Капитолий. Риенци установил новые законы, укротил буйство аристократов и дал Риму мир. Планы «трибуна свободы, мира и справедливости» были грандиозны: объединить страну, возродить всемирное главенство Рима. Он возвел себя в рыцарское звание и стал именоваться «рыцарь Николай, кандидат Святого Духа», а затем короновался шестью коронами.
Но все империи рано или поздно погибают, как и те кто ее превозносили позже проклинают своих кумиров. Режиссеры Филипп Столцл и Мара Курочка не просто внимательно прочитали оперу, но и благодаря современным технологиям, когда кинопрекция позволяет перенести действие в прошлое, настоящее и будущее, смогли подняться до философского «быть или не быть» . И потому под античным Римом можно увидеть фашиствующую Германию, сталинскую Россиию и даже современную европецйскую страну. Ведь любая империю, - это кровь, предательство, подавление.
Образ Риенци созданный тенором Торстеном Керлом потрясает феноменальной пластикой и харизмой. Ему удалось в этом образе собрать воедино всех — Гитлера, Сталина, Мусолинни. Это ещещ раз доказывает что творчество Рихарда Вагнера всегда современно и актуально и находится вне времени и пространства, нужно только прислушаться в музыке и присмотреться к либретто.