Юбилей Анатолий Александрович Васильев будет справлять не в России
4 мая 2012, 10:09 [ «Аргументы Недели» ]
Легендарному режиссеру, создателю "Школы драматического искусства" Анатолию Васильеву сегодня исполняется 70 лет. Великий режиссер и педагог встречает свой юбилей не в России, но есть надежда, что он вернется.
Дипломный спектакль выпускника курса Андрея Попова и Марии Кнебель в ГИТИСе - "Сказки старого Арбата" по пьесе Алексея Арбузова моментально обратил на себя внимание театральной общественности Москвы. После этого была работа во МХАТе, где Васильев (художественным руководителем постановки значился Олег Ефремов) поставил знаменитый спектакль "Соло для часов с боем" по пьесе Освальда Заградника, где играли знаменитые актеры МХАТа Михаил Яншин, Алексей Грибов, Ольга Андровская, Марк Прудкин, Виктор Станицын.
Во время работы Васильева, его сокурсников Бориса Морозова и Иосифа Райхельгауза, и их учителя Андрея Попова около Театра им. Станиславского на Тверской, пережившего безвременье 70-х, вновь собирались толпы.
Зрители мечтали увидеть "Первый вариант "Вассы Железновой" и "Взрослую дочь молодого человека". В спектаклях сыграли свои лучшие роли Елизавета Никищихина, Георгий Бурков, Василий Бочкарев, Людмила Полякова, Юрий Гребенщиков, Алла Балтер.
Вскоре молодая команда режиссеров вынуждена была уйти из театра, Андрей Попов отказался от руководства. "Васса" была восстановлена и шла какое-то время на малой сцене Театра на Таганке, куда после изгнания из Театра Станиславского Васильева позвал Юрий Любимов - за режиссером ушли и его актеры. Здесь Васильев выпустил "Серсо", тоже по пьесе Славкина.
"Спектакль производил ошеломляющее впечатление. Это одно из самых мощных театральных потрясений, которое я испытал. Когда читаешь пьесу, не думаешь, что из нее можно было сделать такой спектакль. Я видел его несколько раз, и это ощущение каждый раз возвращалось", - вспоминает режиссер, ученик Анатолия Васильева Александр Галибин, публикует его слова РИА Новости.
Создавая Школу драматического искусства, Васильев предъявил новую творческую модель: лаборатория - школа - театр. Своеобразным манифестом направления, в котором двигались поиски Васильева, стал спектакль "Шесть персонажей в поисках автора" по пьесе Л. Пиранделло, которым театр открылся 24 февраля 2001 года. Школа драматического искусства, разместившаяся в легендарном теперь помещении на Поварской улице, стала уникальным центром эксперимента. С "Шести персонажей в поисках автора" началась международная слава ШДИ, спектакль объехал многие страны, принимал участие в престижных фестивалях, собирал призы и награды.
С 90-х годов Анатолий Васильев стал ставить за рубежом - в 1992 году появился "Маскарад" в "Комеди Франсез", потом "Дядюшкин сон" в Будапеште, опера "Пиковая дама" в Немецком Национальном театре в Веймаре, "Амфитрион" в "Комеди Франсез" и другие постановки.
Еще в начале 80-х годов Анатолий Васильев начал заниматься педагогикой. Преподавал актерское мастерство и режиссуру на Высших режиссерских курсах, много лет работал в ГИТИСе. В 1988 году набрал первый самостоятельный курс, на котором учились Игорь Яцко, Владимир Агеев, Александр Галибин, Виктор Тереля.
Обучению и лабораторной работе большое значение придавалось и в стенах театра - в Школе драматического искусства действовали лаборатории и семинары. Васильев со своими учениками работал над текстами, традиционно не входящими в сценическую практику.
После истории, развернувшейся в 2006 году, когда московские власти отобрали у театра помещение на Поварской (в 2001 на Сретенке открылось новое здание ШДИ, спланированное и выстроенное так, как его задумывали Васильев и его соратник, художник Игорь Попов), режиссер уехал из страны, живет и работает во Франции. Теперь появилась надежда, что он вернется: с прошлого года новое руководство Департамента культуры ведет с ним переговоры. Пока же великий режиссер и педагог встречает свой юбилей снова не в России.