Жестяной барабан Гюнтера Грасса опять всполошил мир
7 апреля 2012, 15:08 [ «Аргументы Недели» ]
Автор романа "Жестяной барабан", лауреат Нобелевской премии по литературе Гюнтер Грасс не отказывается от сказанного в своем антиизраильском стихотворении, но отвергает обвинения в антисемитизме.
84-летний писатель, чье недавно опубликованное стихотворение "То, что должно быть сказано", вызвало бурные обсуждения в СМИ, уточняет, что призывает не только Израиль, но и Иран допустить международных наблюдателей на их ядерные объекты. Ибо никто не знает, есть ли у Ирана атомная бомба, или соответствующие ракеты-носители, но так же миру неизвестно содержание атомных арсеналов Израиля..
"Я ни в коем случае не буду опровергать сказанное", - подчеркивает Грасс, но признает, что с его стороны было ошибкой говорить об Израиле в целом, а не конкретно об израильском правительстве.
Если руководство Израиля примет решение о превентивном ударе по Ирану, это может привести к Третьей мировой войне, еще раз предостерегает писатель: превентивные нападения вообще нельзя ничем оправдать.
То, о чем должно быть сказано
Гюнтер Грасс
(перевод с нем. Майнат Абдулаева)
Почему я молчу, зачем так долго замалчиваю
То, что и так очевидно и репетируется давно
в планах-играх, в конце которых
мы все, если выживем, превратимся в какие-то безмолвные скобки?
Это присвоенное самими себе право на упреждающий удар,
который может стереть с лица земли
покоренный неким хулиганом и
вынуждаемый к организованным ликованиям
иранский народ только потому, что
его власти якобы владеют атомной бомбой.
Но только почему я запрещаю себе
называть по имени ту, другую страну,
которая вот уже много лет, – хоть и тайно, -
но все-таки владеет изо дня в день нарастающим
ядерным потенциалом,
никем не контролируемым, потому что
никакого контроля она не допускает?
Всеобщее умалчивание фактов,
которому и мое молчание покорилось,
я воспринимаю, как тяжеловесную ложь
и ограничения, угрожающие наказанием,
как только это молчание будет нарушено,
потому что вердикт „антисемитизм“ наготове.
Но теперь, когда из моей страны,
которую день изо дня настигают ее собственные преступления,
которые невозможно ни с чем сравнить,
и из-за которых ей все время приходится отвечать,
под натянутой на проворные губы
маской „искупления вины“,
но на деле исключительно из-за выгоды,
поставляется в Израиль очередная подводная лодка,
чья задача состоит в том, чтобы умело направить
всеуничтожащие боеголовки туда,
где даже существование одной-единственной
атомной бомбы не доказано,
я говорю то, что должно быть сказано.
Но почему я молчал до сих пор?
Потому что считал, что мое происхождение,
скованное никогда не исправимым недостатком,
запрещает мне поставить страну Израиль,
с которой я связан и хочу быть связанным,
перед этим фактом.
Почему же тогда я сейчас говорю,
состарившийся, последними чернилами:
„Атомное государство Израиль подвергает
И без того хрупкий мир угрозе“?
Потому что следует сказать то,
что возможно уже завтра окажется слишком поздно;
еще и потому, что мы, – как немцы обремененные и без того достаточно, -
можем оказаться поставщиками преступления,
которые легко можно предвидеть,
из-за чего наше соучастие
никакими оправданиями невозможно будет искупить.
И еще признаюсь: я больше не молчу,
так как я устал от лицемерия Запада,
и потому еще, что остается еще надежда
на то, что, может быть, и многие другие захотят
освободиться от молчания
и тех, кто является причиной очевидной опасности,
призовут к отказу от насилия и
смогут настоять на том, чтобы
независимый и постоянный контроль
международных инстанций
над израильским атомным потенциалом
и над иранскими атомными станциями
правительствами обеих стран будет допущен.
Только так можно помочь всем,
Израильтянам и палестинцам,
более того, всем людям, которые в этом регионе,
оккупированном безумием,
живут в тесноте и ненависти,
и в конце концов всем нам тоже
только так можно помочь.
По роману Грасса "Жестяной барабан" немецкий режиссер Фолькер Шлендорф в 1979 году снял фильм, получивший Оскара, Золотую пальмовую ветвь Каннского фестиваля, но и названный американской фундаменталистской религиозной организацией в Оклахоме детской порнографией.
Грасс придумал поразительный образ трёхлетнего мальчика по имени Оскар, который в 1927 году (в момент возникновения нацистской партии Германии), разочаровавшись в мире взрослых отказался расти.
Мальчик на все несправедливости мира отвечает одним единственным способом – бьет в детский жестяной барабан, который доводит взрослых до исступления. Уникальность описания мира Третьего рейха с точки зрения странного ребенка позволяет увидеть всю анормальность и аномальность жизни тоталитарного государства как совершенно остранённую, демифологизированную, словно сошедшую с ума.