В Сочи с большим успехом прошёл пятый Международный фестиваль искусств, организованный маэстро Юрием Башметом. «Аргументы неделi» присоединились к освещению фестиваля только на пятый день. Но попали в «точку».
Театр им. Вахтангова намекнул, что лучший русский – это литовец
9 февраля. Сегодня вечером – спектакль Московского тетра им. Евг. Вахтангова «Маскарад» по одноимённой драме М. Лермонтова. Перед началом спектакля главные актёры театра во главе с режиссёром Римасом Туминасом провели пресс-конференцию. Оказалось – в Сочи будет показан 50-й спектакль, после его возобновления на вахтанговской сцене. Первая постановка была прервана ещё во время Отечественной войны, когда в театр угодила немецкая авиабомба. А сегодня в театр вернулся не только «Маскарад», но и знаменитый Юрий Любимов, со скандалом ушедший из Театра на Таганке летом прошлого года.
Что касается планов. Римас согласен с Достоевским: главный герой в романе Пушкина «Евений Онегин» вовсе не Евгений, а Татьяна. Так он и решил назвать свой следующий спектакль по пушкинскому роману в стихах. Уже репетируется и пластический спектакль «Анна Каренина». Актёры не произнесут в нём ни слова. Даже знаменитый Евгений Князев со своим сказочно-колоритным баритоном.
На удивление, г-н Туминас оказался весьма пророссийски настроенным человеком. Сетовал, что вокруг всё западное, американское. Даже в Сочи. Нет ни одного местного глянцевого журнала об этом красивом городе. Только реклама западных подштанников, телефонов и машин. А уж коррупция! Впрочем, он этого слова не понимает – есть настоящее русское слово – ВОР. И эту публику надо нещадно расстреливать или отправлять на исправление в СИБИРЬ.
Здесь же находились ещё два актёра театра – Юрий Шлыков и молодой Леонид Бичевин. Один преподаватель, другой – его ученик. Причём ученик просил пару лет назад уволить его из училища. Жизнь повернулась иначе – сегодня они равноправные партнёры на сцене знаменитого театра.
Были на «прессухе» и две замечательные и прелестные актрисы – Мария Есипенко и Мария Волкова. Они мысленно готовились к скорому спектаклю и лишь изредка подавали реплики.
Виденный два года назад спектакль стал заметно свободнее. Но не исчезло напряжение, которое катится снежным комом из сцены в сцену и всё нарастает. Пересказывать содержание бессмысленно. Проще вспомнить лермонтовскую драму или перечитать.
Об игре актёров говорить тоже сложно. Замечательный Евгений Князев, запомнившийся тем, кто не может ходить в театр, ролью Вольфа Мессинга в телесериале, столь же загадочен, как и там. Он и жертва, и палач, он – карточный игрок, получивший пулю из далёкого прошлого, которая сначала пронзает его молодую жену, а потом и его самого делает сумасшедшим.
Что касается женских ролей, то знаменитая Мария Есипенко и молодая Мария Волкова честно возглавили женскую актёрскую группу, как и Юрий Шлыков с Леонидом Бичевиным. Молодой артист, чем-то неуловимо похожий на ироничного и обаятельного Олега Янковского, похоже, имеет прекрасное актёрское будущее.
Одним словом, русские актёры при режиссёре-литовце вместе набирают сил в вахтанговском театре. Общая славянская кровь, быть может, нашла способ объединиться хотя бы в театре. А дальше – будет видно. На очереди «Татьяна» и «Анна Каренина».
Китайская пипа в Сочи больше не звучит
10 февраля. Очередной день сочинского Международного фестиваля искусств посвящён молодым исполнителям. Как всегда в последние годы, интерес прежде всего представляют китайцы. На прошлом фестивале это была пипистка, на этом – классическая виолончелистка Джинг Джао. Она давно живёт в Берлине. Говорят, что немецкая столица стала сегодня «меккой» как раз для виолончелистов. Набралась там опыта и приехавшая китаянка. Она исполнила концерт №3 Боккерини соль мажор для виолончели с оркестром, то есть с «Солистами Москвы» под управлением Юрия Башмета.
Девушка Джао явно избалована вниманием европейской публики. Смотрит со сцены в зал с некоторым кокетством. Часто – вообще куда-то на потолок. Но техника исполнения прекрасная. Показалось, что она играет «на автомате» – во всяком случае, без нот, иногда улыбается чему-то своему, внутреннему. Концертное платье – огненно-красное, как государственный флаг КНР. Но золотистых звёздочек на нём не заметно. А было бы прикольно.
Джао зрителям понравилась.
Следующим должен был выступать австрийский пианист Вольфганг Вундер. Но он сильно простудился и не приехал. Выручила дочь маэстро – Ксения Башмет. Она исполнила Баха – концерт №1 ре минор. Г-жа Башмет может с гордостью носить знаменитый музыкальный бренд – играет безукоризненно как в техническом, так и в эмоциональном плане. Её отличие от отца – жёсткая манера игры, пробивная энергетика, предпочтение форте над пиано. Разумеется, если можно сравнивать игру на рояле и игру на альте. После китаянки, которая мурлыкала чисто по-китайски на виолончели, г-жа Башмет быстро вернула публику в суровую российскую реальность.
Следующая артистка – из Норвегии. 26-летняя Вильде Франг первый раз взяла скрипку в четыре года, в 10 лет уже выступила с оркестром норвежского радио, а в 12 – с филармоническим оркестром Осло. Одним словом – вундеркинд. В Сочи она исполнила концерт №5 ля мажор для скрипки с оркестром Амадея Моцарта. Г-жа Вильде несомненно виртуозно владеет скрипкой, инструментом, который был бы более уместен в руках какого-нибудь вертлявого итальянца, а не жительницы Страны белого безмолвия. Но от Севера у неё остался лишь удивительно белый цвет кожи лица. Оно отсвечивало даже на затемнённой сцене в вихре звуков скрипки и оркестра Юрия Башмета.
Сам маэстро и закончил этот концертный день исполнением сонаты «Арпеджионе» Шуберта. Его игра как всегда безупречна. Но в глазах присутствовала некая грусть. Быть может, ему слегка нездоровилось – он часто кашлял. Во всяком случае, того, что мы видели год назад, когда Башмет и Мацуев отжигали на рояле в четыре руки «Пещеру горного короля» Грига, на этот раз не было. Юрий Абрамович сыграл на бис что-то совсем грустное на том же рояле, раскланялся и ушёл.
Впрочем, вечером всех героев этого концерта можно было увидеть в знаменитом ресторанчике «Белые ночи». В полумраке, как и положено, лучше всех была видна снежная королева из Норвегии. А китаянка всё так же загадочно улыбалась. Маэстро говорил мало – завтра очень важный концерт на одном из стройобъектов сочинской Олимпиады. Говорят, приедет Путин. В гостинице за сутки появились фэсэошники в кожаных пальто, на трассах стоят полицейские. Готовится ещё одна предвыборная акция? Может, от этого у маэстро такие грустные глаза?
Олимпийский концерт «в касках»
11 февраля. Субботний день на Международном фестивале искусств в Сочи мог стать украшением политического шоу, что разворачивается на просторах России. Дело в том, что на субботу 11 февраля был назначен митинг в поддержку Путина в центре города.
Площадь перед Музеем искусств оформлялась трибуной и громкоговорителями. В два часа митинг начался с привлечением полиции. С утра пришло сообщение, что неподалёку – в Красной Поляне – объявился Медведев и принял участие в тестировании горнолыжной олимпийской трассы. По всем признакам назревала встреча великого музыканта и обоих членов знаменитого на весь мир дуумвирата – подскочить в Сочи Путину тоже не составляло труда. К тому же вечером г-н Башмет должен был выступить со своим оркестром на стройплощадке новой Олимпийской арены в Имеритинской долине. Как говорится, сам Бог велел продемонстрировать единение Искусства, рабочего класса и кандидата в президенты от всенародно любимой партии «Единая Россия».
Но политического чуда не произошло. Маэстро оставили в покое и не заставили вымученно улыбаться тем, при ком музыкальное образование в России, особенно детское, было сведено к минимуму. Но концерт на стройплощадке Ледового дворца в Сочи всё же состоялся. В автобус посадили всю группу музыкантов
г-на Башмета, журналистов и повезли в сопровождении полиции с мигалками. Надо сказать, что зрелище, которое предстало взору пассажиров, никого равнодушным не оставило. Стройка и в самом деле оказалась огромной, с несметным количеством техники, прекрасно организованных рабочих и ощущением работы гигантского механизма, сродни строительству масштабных советских строек.
Здесь же, внутри ледовой арены, уже закрытой красивым куполом, прошёл концерт «Солистов Москвы» под управлением маэстро Башмета. В «зале» – полторы тысячи рабочих, инженеров и управленцев. От власти всё же приехали двое видных государственных деятелей. Это – вице-премьер Дм. Козак и вице-спикер Госдумы от партии «Единая Россия» А. Жуков. Г-н Козак излучал абсолютное радушие и крепко, по-хозяйски, целовался с маэстро. Г-н Жуков, пониженный после выборов в Думу с вице-премьеров до депутата от «Единой России», смотрелся заметно скромнее. Причём если у первого был один охранник, то у второго – ни одного. Так и проходит у чиновников слава мирская. А вот у великих музыкантов она остаётся навсегда. Их любят все и везде – даже на стройплощадках, где они играют на зимнем холоде в строительных касках, где почти нет звука ввиду отсутствия какой-либо акустики. Но играют даже одни их имена.
Уже в автобусе, на обратном пути, сквозь стёкла видны были огни электросварки, колонны техники с включёнными огнями. Юрий Башмет выглядел, как сказали бы раньше, – усталым, но довольным. От вчерашней концертной хвори не осталось и следа. Завтра – закрытие фестиваля.
Чем кончаются закулисные «тёрки» перед концертом
12 февраля. Очередной, пятый, фестиваль искусств в Сочи завершён. На сцену под занавес, как всегда, вышел обаятельный Святослав Бэлза и объявил первый номер вечернего концерта. Сонату №3 Россини до мажор, которую должен был исполнить ансамбль «Солисты Москвы» под управлением Юрия Башмета.
Но Бэлза со сцены ушёл, а г-н Башмет всё не появлялся. Ожидание затянулось почти на пять минут. Публика замерла… И вот за белыми кулисами мелькнула тень – и маэстро вышел на сцену. К его чести он не просто извинился за длинную паузу, но и объяснил её. Оказалось, за кулисами шли, выражаясь современным языком, «тёрки» со спонсорами. К счастью, договорились до того, что и следующий, шестой, фестиваль в Сочи состоится ровно через год и откроется 15 февраля. Надо сказать, что это было очень важное известие для всего культурного сообщества России.
Дело в том, что, по признанию самого г-на Башмета, деньги на проведение такого масштабного фестиваля с приглашением мировых звёзд первой величины от государства почти не поступают. Немного даёт Министерство культуры (дай бог здоровья г-ну Авдееву!). Помогал как мог мэр города Сочи, но его возможности очень скромные. А вот губернатор Краснодарского края, представитель богатейшего местного семейного клана Ткачёв, даже не отвечает на письма, которые ему шлют организаторы фестиваля. Видно, занят по горло улаживанием дел по «кущёвским тёркам». Так что остаётся старый и основной спонсор – МДМ-банк.
Понятно, что Россини после такого сообщения пролетел «на ура». Затем оркестр неожиданно увеличился. Контрабасов, во всяком случае, стало два. На сцену вышла знаменитая итальянка Барбара Фриттоли (лирическое сопрано). Её приезд – тот редкий случай, когда в Россию прибывает не антикварная реликвия, а действительно современная звезда первой величины. Голос кристально чистый, переход с одного диапазона на другой – лёгок и незаметен.
Она родилась в Милане и уже на сцене театра Ла Скала исполняла заглавные арии в «Трубадуре», «Турандот»… В Сочи прозвучали четыре арии из опер Моцарта. Г-жа Фриттоли потрясла всех не только своим голосом, но и неподражаемым артистизмом. А это большая редкость, на ум приходит лишь Анна Нетребко. Кстати, обеих гениальных актрис недавно пригласили в театр Ла Скала на новую постановку оперы «Дон Жуан». Правда, главную роль – Донны Анны – будет исполнять г-жа Нетребко. Барбаре Фриттоли досталась Эльвира. Но это в будущем, а в Сочи на бис она спела арию из оперы Моцарта «Митридат, царь Понтийский», которую он написал в 14 лет. И был награждён за это папой римским орденом «Золотой шпоры».
Публика долго не отпускает знаменитую итальянку со сцены. Она возвращается, вполне театрально тянет ангельские ручки навстречу г-ну Башмету.
В перерывах между её пением г-н Башмет исполняет знаменитую четвёртую симфонию Феликса Мендельсона. Он сам назвал её «Итальянской», поскольку писал музыку под огромным впечатлением от поездки по Италии. Знаменитый альт г-на Башмета, который моложе знаменитого альта Моцарта всего на три года, мощно напоминал кристально чистое пение и звучание голоса г‑жи Фриттоли.
Что любопытно, сочинская публика уже научилась не аплодировать исполнителям в перерывах между частями одного произведения. При этом зал был заполнен полностью – классическая музыка в Сочи входит в моду. И это главная заслуга маэстро Башмета и его музыкантов из оркестра «Солисты Москвы».