Аргументы Недели → Культура

Чем кончаются закулисные "тёрки" перед концертом

, 17:08

Очередной, пятый, фестиваль искусств в Сочи завершён. На сцену под этот занавес, как всегда, вышел обаятельный Святослав Бэлза и объявил первый номер вечернего концерта. Сонату №3 Россини до мажор, которую должен был исполнить ансамбль «Солисты Москвы» под управлением Юрия Башмета.

Но Бэлза со сцены ушёл, а г-н Башмет всё не появлялся. Ожидание затянулось почти на пять минут. Публика замерла… И вот за белыми кулисами мелькнула тень - Маэстро вышел на сцену. К его чести он не просто извинился за длинную паузу, но и объяснил её. Оказалось, за кулисами шли, выражаясь современным языкам, «тёрки» со спонсорами. К счастью, договорились до того, что и следующий, шестой, фестиваль в Сочи состоится ровно через год и откроется 15 февраля. Надо сказать, что это было очень важное известие для всего культурного сообщества России.

Дело в том, что, по признанию самого г-на Башмета, деньги на проведение такого масштабного фестиваля с приглашением мировых звёзд первой величины от государства почти не поступают. Немного даёт Министерство культуры (дай бог здоровья г-ну Авдееву!). Помогал, как мог, мэр города Сочи, но его возможности очень скромные. А вот губернатор краснодарского края Ткачёв даже не отвечает на письма, которые ему шлют организаторы фестиваля. Видно, занят по горло улаживанием дел по «кущёвским тёркам». Так что остаётся старый и основной спонсор – МДМ-банк.

Понятно, что Россини после такого сообщения пролетел «на ура». Особенно хорош был контрабас. Его было прекрасно слышно, что довольно редко, когда играет даже такой, не полный по составу, симфонический оркестр.

После Россини этот самый оркестр неожиданно увеличился. Контрабасов, во всяком случае, стало два. На сцену вышла знаменитая итальянская лирическая сопрано Барбара Фриттоли. Её приезд – тот редкий случай, когда в Россию прибывает не антикварная реликвия, а действительно современная звезда первой величины. Голос кристально чистый, переход с одного диапазона на другой – лёгок и незаметен.

Она родилась в Милане и уже на сцене театра Ла Скала исполняла заглавные арии в «Трубадуре», «Турандот»… В Сочи прозвучали четыре арии из опер Моцарта. Начала с арии Разины. Г-жа Фриттоли потрясла всех не только своим голосом, но и неподражаемым артистизмом. А это большая редкость, на ум приходит лишь Анна Нетребко. Кстати, обеих гениальных актрис недавно пригласили в театр Ла Скала на новую постановку оперы «Дон Жуан». Правда, главную роль – Донны Анны – будет исполнять г-жа Нетребко. Барбаре Фриттоли досталась Эльвира. Но это в будущем, а в Сочи в заключение она спела арию из оперы Моцарта «Митридад, царь Понтийский», которую он написал в 14 лет. И был награждён папой римским орденом «Золотой шпоры».

Публика долго не отпускает знаменитую итальянку со сцены. Она возвращается, тянет ангельские ручки навстречу г-ну Башмету.

В перерывах между её ангельским пением г-н Башмет исполняет знаменитую четвёртую симфонию Феликса Мендельсона. Он сам назвал её «Итальянской», поскольку писал музыку под огромным впечатлением от поездки по Италии. Знаменитый альт г-на Башмета, который моложе знаменитого альта Моцарта всего на три года, мощно напоминал кристально чистое пение и звучание голоса г-жи Фриттоли.

Что любопытно, сочинская публика уже научилась не аплодировать исполнителям в перерывах между частями одного произведения. При этом зал был заполнен полностью – классическая музыка в Сочи входит в моду. И это главная заслуга маэстро Башмета и его музыкантов из оркестра «Солисты Москвы».

Фото Андрея УГЛАНОВА

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram