В Сочи полным ходом идёт пятый фестиваль искусств, организованный маэстро Юрием Башметом. «Аргументы недели» присоединились к освещению фестиваля только в четверг, на его пятый день. Но попали в «точку».
Сегодня вечером – спектакль Московского тетра им. Евг. Вахтангова «Маскарад» по одноимённой драме М. Лермонтова. Перед началом спектакля главные актёры театра во главе с самим режиссёром Римасом Туминасом провели пресс-конференцию (См. нашу эксклюзивную фотогалерею)
Оказалось - в Сочи будет показан 50-й спектакль, после его повторного появления на вахтанговской сцене. Первая постановка была прервана ещё во время Отечественной войны, когда в театр угодила немецкая авиабомба. А сегодня в театр вернулся не только «Маскарад», но и знаменитый Юрий Любимов, со скандалом ушедший из Театра на Таганке летом прошлого года.
Что касается планов. Римас согласен с Достоевским: главный герой в романе Пушкина «Евений Онегин» вовсе не Евгений, а Татьяна. Так он и решил назвать свой следующий спектакль по пушкинскому роману в стихах. Уже репетируется и пластический спектакль «Анна Каренина». Актёры не произнесут в нём ни слова. Даже знаменитый Евгений Князев (Вольф Мессинг) со своим сказочно-колоритным баритоном.
На удивление, г-н Туминас оказался весьма патриотически - пророссийски - настроенным человеком. Сетовал, что вокруг всё западное, американское. Даже в Сочи. Нет ни одного местного глянцевого журнала об этом красивом городе. Только реклама западных подштанников, телефонов и машин. А уж коррупция! Впрочем, он этого слова не понимает – есть настоящее русское слово – ВОР. И эту публику надо нещадно расстреливать или отправлять на исправление в СИБИРЬ.
Здесь же находились ещё два актёра театра – Юрий Шлыков и молодой Леонид Бичевин. Один преподаватель, другой – его ученик. Причём ученик просил пару лет назад уволить его из училища. Жизнь повернулась иначе – сегодня они равноправные партнёры на сцене знаменитого театра.
Были на «прессухе» и две замечательные и прелестные актрисы – Мария Есипенко и Мария Волкова. Они мысленно готовились к скорому спектаклю и лишь изредка подавали реплики. Посмотрим их на сцене.
Виденный два года назад спектакль стал заметно свободнее. Но не исчезло напряжение, которое катится снежным комом из сцены в сцену, и всё нарастает. Пересказывать содержание бессмысленно. Проще вспомнить лермонтовскую драму или перечитать.
Об игре актёров говорить тоже сложно. Замечательный Евгений Князев, запомнившийся для тех, кто не может ходить в театр, ролью Вольфа Мессинга в телесериале, столь же загадочен, как и там. Он и жертва, и палач, он – карточный игрок, получивший пулю из далёкого прошлого, которая сначала пронзает его молодую жену, а потом и его самого делает сумасшедшим.
Что касается женских ролей, то знаменитая Мария Есипенко и молодая Мария Волкова честно возглавили женскую актёрскую группу, как и Юрий Шлыков с Леонидом Бичевиным. Молодой артист, чем-то неуловимо похожий на ироничного и обаятельного Олега Янковского, похоже, имеет прекрасное актёрское будущее.
Одним словом, русские актёры при режиссёре-литовце вместе набирают сил в вахтанговском театре. Общая славянская кровь, быть может, нашла способ объединиться хотя бы в театре. А дальше – будет видно. На очереди «Татьяна» и «Анна Каренина».