Аргументы Недели → Культура

Оперы Моцарта в Staatoper Berlin

, 15:27

Берлинский театр Staatsoper, также как и Большой театр России, временно лишился своего дома на Unter den Linden и переехал в театр Шиллера. Поэтому было интересно посмотреть, как перенесут оперные постановки театр на другую, меньшую сцену и похоже не столь технически оснащенную. Но оказалось, что все это преувеличенно  и театр сохранил свои спектакли по возможности в оригинале.


Оперы Моцарта  «Волшебная флейта» и «Похищение из сераля» было посмотреть интересно вдвойне. Если режиссер «Флейты» Август Эвердинг, на первый взгляд, смотрит на оперу каноночески, то режиссер Майкл Тальгеймер «Похищение» превратил в современный триллер, причем триллер как жанр и как стиль спектакля. И от этого выиграли все- Моцарт, музыка, зрители.


В наивный сюжет «Волшебной флейты» Моцарта вплетены философские идеи просветительства, равенства и братства людей, веры в возможность  нравственного совершенствования человека, конечное торжество света и разума. Все эти утопические мысли вложены в уста принца Томино, Зарастро и птицелова Папагено. И отрадно, что Эвердинг как бы пошел за Моцартом и его трактовкой, но в каждый образ режиссеру удалось добавить своих красок, найти свои акценты. И даже попсовый образ птицелова преподнесен абсолютно свежо, ярко и иронично. Так, видения подвыпившего Папагено оказались настолько адекватны современному  зрителю, что вызвали в зале бурные эмоции, а все вместе – настоящий восторг и овации, которыми удостоили Римско Трекеля.


Совсем иной взгляд на оперу Моцарта «Похищение из Сераля» у режиссера Майкла Тальгеймера. Похоже, что он не просто приблизил героев к современникам, одев их в современную одежду и маски (художник по костюмам Катрин Леа Таг), но и емкая, кубическая сценография и черно-бело-серое цветовое оформление спектакля концентрирует внимание на образах, музыке, эмоциях. И, сделано это очень тактично и тонко. Поэтому особых похвал заслуживает именно Майкл Тальгеймер, у которого музыка и образы великого Вольфи звучат современно и актуально.

Также  современно и актуально прозвучала 9-ая симфония Бетховена, которой великий дирижер  Staatsoper Даниель Барейбойм подводил итоги уходящего 2011 года. Традиция заканчивать календарный год «Концертом года» позволила услышать Бетховена в новом контексте современного мира, мира на пороге перемен и кризиса. И музыка Бетховена оказалось очень кстати.

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram