Одна из премьер минувшей недели – фильм «Черное золото», совместный проект Италии, Франции и Катара. На сеансе, куда я попала в выходной день, зал почти пустовал. Сказывалось решающее значение рекламы, а в данном случае ее отсутствия – на улицах не встретить афиш фильма, а на стойках кинокасс - проспектов.
Я вышла на фильм почти случайно, заприметив его в списке премьер на одном из киносайтов. Бросился в глаза кадр трейлера – верблюды на фоне барханов – и страна-производитель Франция. Сразу вспомнился другой французский фильм о пустыне - «Последний полет», в свою очередь, очень по духу напоминающий творчество Сент-Экзюпери. В смутной надежде увидеть что-то отдаленно похожее, я отправилась в кинотеатр.
Режиссер «Черного золота» - Жан-Жак Анно, автор таких фильмов как «Враг у ворот», «Семь лет в Тибете», экранизации «Имени Розы», фильмов про животных «Два брата» и «Медведь». События фильма разворачиваются в Аравийской пустыне в 30-е годы минувшего века, как раз, когда там были обнаружены залежи нефти.
Главный герой – Ауда, этакий непутевый Алладин-библиотекарь, сын султана, в детстве отданный вместе со своим братом, в качестве залога мира на воспитание алчному «западнику», повелителю другого народа Эмиру Несибу. Назовем его, для простоты, Антонио Бандерасом. И вот, к Бандерасу жалует классический ковбой из Техаса, предлагая начать разработку нефти в Золотом поясе – земле, которую было принято считать ничейной. Конечно, алчный Эмир Несиб не откажется, а гордый султан Амар, отец главного героя, кстати, блестяще сыгранный Марком Стронгом, будет категорически против вторжения «неверных» и всего нового. Назревает война, и именно Ауде выпадет роль, перевоплотившись из библиотекаря в полководца, разрешить конфликт отцов и детей, объединить народы песков под мирным знаменем и дать прогрессу идти своим чередом.
Итак, получилось почти по-диснеевски эпично, в простых выражениях – незамысловатых диалогах, ожидаемых клише - и замечательном цвете.В «Черном золоте» Жан-Жак Анно остался верен себе – привычные прыжки из одной «экзотической» культуры в культуру, «звездные» лица в актерском составе. Вполне можно представить, что режиссер, отправивший Тома Круза в Тибет, а Джуда Лоу в Сталинград, возьмет на роль хитрого султана - испанца или, в крайнем случае, аргентинца Антонио Бандераса. Выходит у Жан-Жака Анно все это довольно органично, и к герою Бандераса, как и ко всему актерскому составу, лично у меня нет никаких претензий.
Сцены битв вышли довольно типичными – нынешнего зрителя таким не удивишь, - исполненный пафоса саундтрек дела не исправил. Тут нужно оговориться: в «Черном золоте» не использована компьютерная графика, но двадцать тысяч человек массовки. Для меня квинтэссенцией «оголливудображенности» фильма стал момент, когда главная героиня, мусульманская принцесса, сыгранная, кстати, звездой «Миллионера из трущоб», дивной красоты индианкой Фридой Пинто, выглядывает на улицу сквозь резную решетку дворца, сверкая белоснежным рядом зубов.
Жан-Жак Анно справился с предложенным ему сценарием замечательно. Фильм, несмотря на предсказуемость сюжета, увлекательный, красочный, в конце концов, добрый.
Хочется отдельно отметить еще одного героя – сокола. Когда брата Ауды, строптивого Салееха, убивают, его ручной сокол прилетает к главному герою, стучится в решетку на окнах, вскрикивает. Так Ауда понимает, что брат мертв. Самое время вспомнить, что Жан-Жак Анно – автор таких замечательных, светлых картин с животными в главных ролях как «Два брата» и «Медведь». Режиссер мастерски умеет показать на доступном зрителю языке эмоции животных, будь они теми же людьми, только более честными. Ему, парящему в небе, неслучайно отдан последний кадр фильма. Мои романтические ассоциации и ожидания отчасти сбылись в «Черном золоте» - восточной сказке, атмосферной, но популяризированной, заточенной под американскую публику. А парящий сокол – чем не символ гордой независимости мусульман ближнего Востока, что особенно актуально после «арабской весны»?