Аргументы Недели → Культура

«Фитиль» - для общения

, 14:17

В Москве после полуторагодичной реконструкции вновь открылся знаменитый киноклуб «Фитиль» на Фрунзенской. 12 декабря 2011 года «Фитиль» провел первый свой первый клубный показ, куда попасть мог любой желающий.

Представляли фильм лауреата гран-при Каннского Фестиваля в 2011 году «Однажды в Анатолии».

На вопросы о будущем и настоящем нового «Фитиля» отвечают идейные вдохновители проекта - арт-директор АЛЕКСЕЙ КАЗАКОВ и ресторатор АЛЕКСАНДР СМЕЛЯНСКИЙ.

Чем отличается новый «Фитиль» от своего прежнего воплощения и изменилась ли концепция?

АЛЕКСЕЙ КАЗАКОВ, арт-директор киноклуба «Фитиль»: Двумя вещами принципиально отличается. Во-первых, мы полностью перестроили интерьер. А во-вторых, изменилась идеология. Теперь «Фитиль» - полноценный киноклуб. Но мы будем делать упор не только на хорошее, редкое кино, но и наших гостей. Мы хотим, чтобы в «Фитиль» приходило как можно больше людей, связанных с кинематографом.

Т.е., это ваша целевая аудитория? АЛЕКСЕЙ КАЗАКОВ: Фактически, да. Мы не сможем ограничиться узким  кругом режиссеров, актеров и продюсеров. Мы ждем и тех, кто просто любит кино. Такова наша сверхзадача. И этим мы выгодно отличаемся от остальных. «Киношниками» у нас никто не занимается, а оплот кинематографического  движения в России «Дом кино», в силу разных обстоятельств, не выполняет свои функции, как сорок лет назад. Дай Бог, чтобы у «Дома Кино» дальше все было хорошо. Однако добро пожаловать в «Фитиль». И вы видите, что киногости уже собираются к нам на огонек и на премьеры. Сегодня вечером у нас Юлия Ауг, Елена Яцура, Андрей Мерзликин. Завтра и послезавтра придут другие.

Как Вы отбираете фильмы для показа? Критерии. АЛЕКСЕЙ КАЗАКОВ: Это просто хорошее кино. Вы можете поспорить с такой формулировкой, ведь, оно для каждого свое. Сейчас у нас в прокате идет картина «Елки 2» и не все согласятся, что это хорошее кино. В будущем мы постараемся угодить максимальному количеству людей, которые любят кино вообще. Не тем, кто, отправившись в торговый центр, между делом заходит в кинозал. А «киношникам», тем, кто целенаправленно и осмысленно посещает кинотеатры. Поэтому в  нашей  «сетке»  будут и  «артхаусные» ленты, редкие и  дебютные, но также и «мейнстрим», индустриальное кино.  Однако без крайностей –  совсем «мейнстрим» и совсем «артхаус» не ждите. Мы будем где-то посередине. Мы не ставим задачу резко отличаться от других кинотеатров. Наша целевая аудитория любит разное кино и одним «артхаусом» не насытится, потому что иногда смотрит «Елки» и «Высоцкого». Мы будем стараться показывать много русских картин. Есть надежда на то, что с 2012 года русский кинематограф начнет серьезно расти. А в ближайшие 5-10 лет мы ждем много русских  картин. Мы на это делаем ставку. И еще, важно: с февраля мы постараемся давать максимальное количество сеансов на языке оригинала, с субтитрами. А, между тем, у гардероба «Фитиля» лежит газета про кино, в которой сказано, что российский зритель не хочет смотреть отечественные фильмы.

С чем связан Ваш оптимизм относительно русского кино? АЛЕКСЕЙ КАЗАКОВ: Причин для возрождения  русского кино несколько, и они сугубо профессиональные. Это и Фонд Кино, который заработал два года назад, и только сейчас появляются картины, в которые он вкладывал свой административный и финансовый ресурс. Это реорганизация департамента кинематографии и назначение нового начальника кинематографии. Это и старания независимых молодых продюсеров-единоличников, таких как Георгий Малков и его компания «Enjoy movies». Пусть их кино пока не самое профессиональное, но уже зарабатывающее - это «Мамы», «Служебный Роман 2», «Беременный». Постепенно эти ребята будут поднимать рынок. Это и старания отдельных бизнесменов, развивающих киносети. В отечественный кинематограф сейчас вливается с каждый годом все больше и больше инвестиций. Это поступательное движение будет продолжаться, и в итоге зритель  вернется. Последние два года русское кино было в кризисе и многие ставили на нем крест, но нет, с 2012 года все будет гораздо лучше - наступит перелом. И первая ласточка – это «Высоцкий».  Разговария с Вами, у меня возникает желание сравнить «Фитиль» не то чтобы с французскими салонами 19 века, но с салоном-клубом, местом, где люди могут общаться между собой.

А будут ли какие-то попытки привлечь такие категории как пенсионеры или студенты, будут ли для них какие-то льготы? АЛЕКСЕЙ КАЗАКОВ:  Льготы - конечно, куда же без них, но не будем их позиционировать. Пенсионеры нашего округа смогут ходить на один сеанс в неделю бесплатно, на кино, которое в данный момент  в прокате. Это наша совместная инициатива с главой администрации  округа. Специальных скидок  для  студентов  не ждите. У нас и так весьма приемлемые цены на сеансы в будние дни. Кстати, что до французского салона, то вы совершенно правы.  Наш ресторатор АЛЕКСАНДР СМЕЛЯНСКИЙ, лицо «Белого квадрата», «Seasons», «Реставрации». Все они ориентированы на Францию. Он прекрасный знаток французской культуры, кулинарии – настоящий франкофил.

Александр, ничего, что я вас так называю? АЛЕКСАНДР СМЕЛЯНСКИЙ, ресторатор киноклуба «Фитиль»: Франкофил, франкофон – я это подтверждаю. Однако специальной задачи создать в «Фитиле» французскую атмосферу не было. Это не исключает, что мы когда-нибудь сделаем красивую неделю французского кино или вспомним замечательные фильмы Лино Вентуры. Если говорить об интерьере, то мы стремились к типичному «лофт» с элементами, хоть я и не люблю это слово, «гламура» – например, зеркала на окнах, которые состоят из четырех тысяч элементов, выложенных почти мозаично. Возможно, у вас возникла ассоциация с чем-то французским, потому что Франция и Париж часто ассоциируются со свободным общением. У меня есть внутренний лозунг, что нет ничего более ценного, чем человеческое общение.  Мы не аниматоры, но, подспудно - интерьером, кухней, обслуживанием  - мы создаем  атмосферу для общения. И у нас уже были примеры, когда, как и должно быть в настоящем французском клубе, люди пересаживались друг к другу за столы, знакомились. Мы способствуем этому – сами кого-то знакомим, представляем друг другу. Конечно, без цели извлечь выгоду для себя. Основа – это кино, и мы хотим, чтобы общение здесь было вокруг кино. Я помню советские кинотеатры, когда люди смотрели фильм, сидя в пальто, в куртках, а некоторые не снимали шапки, смотрели, и радовались, и сопереживали, а потом выходили на темную, холодную улицу. Ведь раньше не было никакого выхода в фойе! Люди шли, а ведь сказать что-то хочется, и все старались сказать громко, чтобы быть услышанными. Возникали какие-то мелкие дискуссии: «Ну что вы говорите, в другом фильме он сыграл лучше!» - и дальше должно было что-то происходить, но наступал фактор улицы, темноты, холода, дождя, и люди разбредались. Та общность, которую создавал кинопоказ – моментально исчезала. Мы специально сделали выход и вход в одном месте, чтобы люди попадали в атмосферу, приготовленную для них. Чтобы могли пройти за столик, на второй этаж, и не обязательно что-то есть или пить, а обсудить увиденное, ведь подсознательно им это нужно. Это и есть продолжение кино. Неразделенная красота – это не красота. Первый раз в жизни я попал в Венецию один и страдал от того, что мне не с кем было поделиться этой красотой.  Даже если люди будут говорить о футболе - они будут под впечатлением от фильма, и эта тема обязательно возникнет в их разговоре. И это нормально, это клуб. Если мы добьемся того, чего мы хотим – да, это будет полный успех. А сопровождающие факторы – это бар, хорошие вина, кофе. Небольшие угощения, например, турецкие сладости, которые уже на столах. Люди, в конце концов, приходят к нам в гости.

Сегодня прошел первый клубный показ в пространстве киноклуба «Фитиль».  

А будет ли меню ресторана как-то подбираться под тематические вечера? АЛЕКСАНДР СМЕЛЯНСКИЙ: Безусловно. Есть такая специальность во Франции – архитектор кухни. Здесь все построено так, что кухня может быть достаточно мобильной по подготовке того или иного блюда. Мы попытаемся какими-то деталями, акцентами, сделать наших наших гостей ближе к картине, ближе к создателям, по национальному ли, социальному ли признаку. Шоу не ждите, но достаточно исподволь поставить акценты. Будем показывать, не дай Бог, индийское кино – будут вам и благовония, и все остальное. Ведь у каждой школы, страны есть своя знаковая система. Кино самоценно, но приблизить  гостей  к его атмосфере - наша задача. Есть внутрилингвистические и экстралингвистические факторы, вот вторые мы и будем использовать в соответствии и в сопряжении с языком кино. которое будет показываться.

Насколько часто  в «Фитиле»  следует ожидать  клубные показы, подобные сегодняшнему? АЛЕКСЕЙ КАЗАКОВ: Постараемся сделать это системой. И уже с февраля. В самое ближайшее время мы будем показывать и новые фильмы, еще не вышедшие, например, картину «Мамы» до ее официальной премьеры. В рамках клубных показов ожидайте старое кино, например, перед крещением будут «Иствикские ведьмы». Конечно же, и ночные показы, например, ночь «Назад в будущее». В самое ближайшее время мы проведем предпремьерный показ «Шапито-шоу», фильма, который прогремел на московском кинофестивале и сорвал блестящую критику.

АЛЕКСАНДР СМЕЛЯНСКИЙ: Когда у нас будет возможность, мы будем с удовольствием приглашать на клубные показы, но прокат кино – это экономическая категория, и не всегда мы можем получить фильм бесплатно. А если мы не можем получить фильм бесплатно, то просим всех наших гостей поучаствовать в этом сборе, который нужно заплатить - и это вполне естественно. Планируются бесплатные встречи с мастерами кино.

АЛЕКСЕЙ КАЗАКОВ: Как раз по поводу того, что вы спросили о студентах. У нас будут бесплатные проекты, и они будут касаться образовательных программ. Раз в две недели или чаще, в дневное время мы будем проводить регулярные лекции и мастер-классы.  Мы надеемся, что первый такой мастер-класс пройдет с Никитой Михалковым. На наш взгляд, это очень знаково, т.к. его отец был фактически идеологом и организатором кино-клуба «Фитиль» еще в советское время. Это преемственность, и это правильно

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram