Аргументы Недели → Культура № 48(289) от 08.12.2011

Все роли главные

, 20:27

Популярный актёр Михаил БОГДАСАРОВ учился в ГИТИСе у прославленного режиссёра Сергея Колосова. Работал в Театре кукол Образцова, затем в «Сфере» и Театре-студии Олега Табакова. Табаков, кстати, называл Богдасарова «мастером эпизода». И зритель любит актёра за небольшие, но очень яркие роли в таких фильмах и сериалах, как: «Русь изначальная», «Курочка-ряба», «Время танцора», «Марш Турецкого», «Дальнобойщики», «Час Волкова» и др.

- Михаил, ваш друг и бывший товарищ по Высшим режиссёрским курсам Дмитрий Дюжев недавно снял вас в новелле «Моей любимой» в киноальманахе «Мамы». Вы сыграли там очередную эпизодическую роль или всё-таки главную?

– На мой взгляд, там все роли главные… Я играю водителя, который везёт героя Сергея Безрукова к маме. И в дороге рассказывает ему свою замечательную историю из жизни. Дело происходит 8 Марта, и, естественно, это история о женщине, о супруге, которой мой герой хотел сделать какой-то необычный подарок, но та в сердцах бросила: иди, мол, лучше деньги зарабатывай! И вот он сейчас сидит за баранкой, и никакой романтики на 8 Марта… С Сергеем Безруковым мне было приятно работать, мы с ним несколько лет вместе играли в Театре-студии Олега Павловича Табакова. С Димой Дюжевым сблизились, когда ещё учились у Владимира Хотиненко. Снимались друг у друга в учебных работах, а по-серьёзному встретились на съёмочной площадке в комедии «Каникулы строгого режима».

– Помню, Дюжев играл там зэка, бывшего милиционера. А вы кого?

– О, у меня была очень высокая должность: я играл полковника, начальника управления. Интересно, что лето и праздник на воде, где фигурировал Дракон, мы снимали в ноябре, в громадном, специально выстроенном шатре. Там были свет, солнце, радость и веселье. Вне шатра шёл реальный снег. И вот мы снимаем эпизод, где я должен сказать майору Гладких, которого играл Александр Лыков: мол, надо бы начальника колонии Вышкина (Владимир Меньшов) за его либеральность и попустительство уголовникам слегка «приубрать». Только я открываю рот, шатёр порывом ветра распахивается, и я начинаю заглатывать в себя громадные снежинки…

– В 90-е годы вы много снимались в рекламе: шоколадки, напитки, оружейные магазины…

– Понимаете, я закончил ГИТИС ещё в нормальное советское время – в 1983 году, а через два года наступила перестройка. Кино в стране закончилось, началась реклама. Надо сказать, в рекламе мне посчастливилось работать с хорошими режиссёрами, такими, например, как Тимур Бекмамбетов. Я снялся у него в цирковом ролике про «Твикс» не только ради денег, это было творчество, такая чисто актёрская реклама!.. Но одновременно с этим, между прочим, я снимался у Андрона Кончаловского в «Курочке Рябе». Играл там азербайджанца, который торгует дорогими яйцами на базаре. А рядом главная героиня в исполнении великолепной Ии Саввиной тоже торговала яйцами, но задёшево. И вот я к ней подхожу и говорю: «Если будешь торговать дёшево, я тэбя убью».

– Что было интересного на съёмках у Кончаловского?

– Это было не совсем российское кино. Технологии были иностранные, и я впервые увидел, как всё может быть здорово организовано на съёмочной площадке. Не так, как у нас: тупо поставили камеру, поговорили все по очереди и разошлись. У Андрона кино снималось с ног, с рук, с колёс. Мне понравилось, что Кончаловский внимательно выслушал меня – что я хочу сделать в этом эпизоде. И ни разу не поправил, не остановил съёмку. Даже когда Инна Михайловна, сцепившись со мной по сюжету, царапала меня… реально, до крови!

– Кто ещё из режиссёров преподнёс вам те или иные уроки?

Вадим Абдрашитов, дело было на съёмках фильма «Время танцора». Меня утвердили на роль авторитета Саида. Не сразу, на пробах снимали эту сцену часа четыре. Через наделю я приехал в Феодосию на съёмки. Первым встретил Вадима Юсуповича, и он мне с ходу говорит: «Ну что, Миша, сможешь так же сыграть, как на пробах?» Даже стало немного обидно – мне, профессиональному актёру, задают такой вопрос. «Я для этого сюда и приехал, чтобы хорошо сыграть свою роль», – сказал я хмуро…

Но, похоже, Абдрашитов меня своим вопросом сглазил. Сидим мы за столиком в поезде с главным героем, которого играл Андрей Егоров, репетируем сцену. Я абсолютно спокоен: роль у меня в кармане, на пробах я это доказал. И вдруг я начинаю разговаривать как-то важно, небрежно, включаю такого Артиста Артистовича. А Вадим Юсупович наблюдает за нашей репетицией в стороне. Репетиция продолжается, но съёмка почему-то так и не начинается. Абдрашитов меня просит подойти и говорит: «Понимаешь, не надо так играть… Ты слишком заигрываешься, Михаил. Не надо, будь проще, сбрось». Я немного погулял, проветрился. И когда вернулся, Абдрашитов уже спрашивает меня в лоб: «Ну что, ты готов?» Без всяких эмоций отвечаю: «Готов». И сцену сняли с одного дубля, лихо, весело. В чём урок от Абдрашитова? Не зазнавайся, не переигрывай!

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram