Мир изменился: "Москва-Петушки" читали в Кремле в день рождения автора
24 октября 2011, 21:24 [ «Аргументы Недели» ]
Новое издание знаменитой поэмы Венедикта Ерофеева "Москва - Петушки" с иллюстрациями художника Василия Голубева и комментариями филолога Алексея Плуцера-Сарно презентовали в понедельник в ГМИ.
К изданию прилагается также коллекция винных этикеток 50-70-х годов прошлого века, схема железнодорожного транспорта Подмосковья 1960-х годов, а комментарий носит говорящее название "Энциклопедия русского пьянства".
Книга Венедикта Ерофеева в 70-е годы ХХ века стало абсолютной легендой, она ходила в списках из рук в руки, ее переписывали и перепечатывали на кривых домашних печатных машинках, а потом давали почитать на одну ночь. Цитировали ее и стар и млад, многие знали наизусть, но официально напечатать ее удалось только за границей.
Глава издательства "Вита Нова" Леонид Захаренков рассказал на презентации, что и сегодня выпустить книгу было непросто: издание удалось издать тиражом всего лишь в 1,5 тысячи экземпляров, а в магазины и вовсе доставлять "контрабандой".
"Хотя Веничке, как его называют не только близкие, но и абсолютно чужие люди, это слово - контрабанда - бы понравилось", - добавил Захаренков
Поэма в прозе тридцатилетнего Венедикта Ерофеева "Москва - Петушки" впервые увидела свет в 1970 году в количестве двух экземпляров, отпечатанных на машинке. Она начинается словами "Вот все говорят: Кремль, Кремль" и описывает метафизическое путешествие воображаемого героя – альтер-эго писателя из Москвы в поселок Петушки на электричке, по дороге герой пьет разные алкогольные напитки, ведя философские беседы, в которых возникает ужасающая картина России времен застоя и глубокий срез русской души. Герой едет в Петушки - туда, где "небо сливается с землей", где живет его любовь, "куда стремится его сердце".
Венедикт Васильевич Ерофеев родился 24 октября 1938 года в карельском поселке Чупа за Полярным кругом. Вырос в Кировске, в 1946 году его отец, железнодорожный рабочий, был арестован за "распространение антисоветской пропаганды". Мальчик рос в детском доме, писать начал очень рано. Он делал попытки поступить в институт, поступил даже на филфак МГУ, учился прекрасно, но его отчисляли отовсюду за «аморальное поведение».
Всю жизнь он скитался, не имея постоянного жилья и прописки. Работал грузчиком, кочегаром, разнорабочим, приемщиком стеклотары, библиотекарем, и писал, писал…
В России его произведения были опубликованы только после смерти.