Завершившийся в Выборге кинофестиваль «Окно в Европу» продемонстрировал отечественное кино, которое будет пробиваться на экраны этой осенью. И я даже уверен, что некоторые фильмы все-таки пробьются. Залогом тому лихо закрученный сюжет и наличие звезд первой величины. Ну и, конечно, такая малость, как режиссерский профессионализм.
В главном шлягере конкурсной программы фильме Олега Погодина «Дом» снялись аж Богдан Ступка и Сергей Гармаш. На деньги бандита-сына (Гармаш) крепкий хозяйственник (Ступка) обзавелся усадьбой, красиво возвышающейся на холме посреди степей. Дом Ступки – полная чаша. Везде банки с соленьями, вареньями и маринадами. И самогонный аппарат имеется. В усадьбе собираются все дети и внуки и даже бандит-сын пожаловал. Из соображений конспирации не на машине, а пешком по степи с тремя придурками в черных пиджаках с черными чемоданами на плечах.
Процессия выглядит вполне пижонски и с хорошей дозой иронии. Правда, дальше режиссер иронию утрачивает. За бандитом-Гармашом охотятся другие уроды с автоматами на черных «Волгах». Тоже в белых рубашках с черными галстуками. И если характер героя Богдана Ступки, а также его чад и домочадцев прорисован довольно тщательно, то уроды вполне одноклеточные. Когда они выступают из тени и начинают палить из автоматов, фильм резко меняет жанр, развязывая все сюжетные узелки простейшими средствами. От иронии не остается и следа, и фильм начинает трещать по сценарным швам. Так, например, за час до бойни из дома предусмотрительно увозят детей. Просто детский лепет какой-то.
В другом доме – на сей раз «Доме ветра» режиссера Вячеслава Златопольского тоже звездный актерский набор: здесь и Валерий Баринов, и Полина Кутепова. Ее героиня, потеряв собственного сына, забирает больного ребенка из больницы, которую собираются закрывать. Нанимается в дворники к «новым русским» и пытается найти средства на дорогие лекарства. При этом нам все время показывают умирающего мальчика. В какой-то момент доза слезливости зашкаливает. И хотя доброе жюри отметило работу Полины Кутеповой за создание образа матери, в какой-то момент сочувствие к героине сменяется раздражением. Думаешь: режиссеру, видимо, кажется, что мы забыли про мальчика – иначе зачем он все время им тычет с экрана?
А вот образ матери, созданный Евгенией Добровольской в фильме «Чужая мать» (режиссер Денис Родимин), действительно впечатляет. Русская женщина, лишившаяся родителей и воспитанная в мусульманской семье, ищет свою исчезнувшую взрослую дочь, а когда находит, узнает страшную правду. Дочь, подсаженная на героин, готовится стать шахидкой. В борьбе за дочь героиня самоотверженно не щадит себя, и мы верим всем состояниям ее души благодаря безукоризненной работе актрисы.
Среди актерских побед на этот раз нельзя не отметить работы Петра Зайченко, который сыграл эпизодическую роль в «Доме» и центральную роль в фильме «Сибирь. Монамур». Жюри даже наградило его «Золотой ладьей», причем не в позиции «лучший актер», а в позиции «главный приз фестиваля». И поделом. Этот выдающийся актер из Волгограда с абсолютной органикой воплощает великую русскую провинциальную школу, которая мало светится на экране. Запомнился мне он еще в 1990 г. фильмом Павла Лунгина «Такси-блюз». Сегодня он создал совершенно героический образ в новом фильме режиссера Славы Росса.
Фильм, на мой взгляд, лучший из конкурсной программы. А наша Сибирь такая красочная, такая сочная в фильме, что смотрел бы и смотрел. Похожий на старообрядца герой Зайченко живет в отдаленном хуторе с внуком, у которого нет родителей. Живет почти впроголодь, охота не приносит добычи. А тут еще голодные брошенные собаки сожрали последнюю козу. Чем кормить внука, непонятно, а следующей жертвой собак становится дядя мальчика, собиравшийся взять его к себе в поселок. В довершении невзгод сбежавшие зэки отбирают икону и бьют старика (Зайченко) по голове. Тучи беды сгущаются над хутором – мальчонка проваливается в пустой колодец. Помощи ждать неоткуда, и старик идет сквозь леса, реки и болота к ближайшему большаку за подмогой. Сперва идет, потом плывет, наконец, ползет. И это сильное зрелище – Джек Лондон отдыхает.
Не могу в завершение не упомянуть еще один приз – приз кинокритики, аккредитованной на фестивале «Окно в Европу». Он достался на этот раз дебютному фильму Андрея Зайцева «Бездельники». В этом фильме звезд нет, но молодые актеры, в нем снявшиеся, держали зал в напряжении весь фильм. Между ними случилось то, что называется словом «химия», полная достоверность казалось бы придуманных отношений. Момент взросления главного героя происходит не вдруг, а в итоге развития этих отношений, за которыми любопытно наблюдать. Молодежи следует обязательно раздобыть и посмотреть этот фильм. Ну а тем, кто постарше, рекомендую еще «Бориса Годунова» Владимира Мирзоева. Во-первых, отличный текст (А.С. Пушкин), во-вторых, действие происходит в наши дни. А это всегда любопытно. Каждую новую сцену ждешь с интересом – как ее решит художник? И надо сказать, в фильме очень много интересной выдумки.
Подводя итоги, могу сказать, что жителям Выборга сильно повезло с фестивалем. Ведь они посмотрели очень много интересных упомянутых мной и не упомянутых (статья не резиновая) художественных, документальных и мультипликационных фильмов. Впереди – 20-й юбилейный кинофестиваль. Кинематографисты, надеюсь, не подведут.