Аргументы Недели → Культура № 31(272) от 11.08.2011

Жертвы пропаганды

Автор книги о выборах в Госдуму подвергся преследованиям до ее публикации

, 20:15

Предвыборная кампания в Государственную думу еще только стартовала, а о ней уже пишут книги. Тонкостям закулисных политтехнологий и нюансам предвыборной гонки посвящен профессиональный роман «Бюро пропаганды», который готовится к выпуску в конце августа в одном из издательств Санкт-Петербурга.

Впрочем, еще не успев выйти в свет, текст уже успел оказаться в центре скандала. Нешуточным преследованиям со стороны известной бизнес-леди Ольги Слуцкер, усмотревшей в себе сходство с одной из героинь романа, подвергся автор книги – Сергей Олейник.

О выборах-2011, новой книге и технологиях бывший пресс-секретарь «Единой России» рассказывает читателям «Аргументов неделi».

– Оригинальный вопрос – о чем книга?

– В этом году выборы в Госдуму будут разительным образом отличаться от всех предыдущих. Появились и заработали механизмы, о которых манипуляторы прошлых лет не могли и мечтать. Социальные сети и блоги из кибер-экзотики превратились в серьезные и опасные инструменты – и наша книга об этом. Я и мой соавтор, пиарщик Иван Братолюбов, попытались рассказать о противостоянии новых, нетрадиционных и эффективных ресурсов неповоротливой государственной пропагандистской машине. Еще два-три года назад «Одноклассники» и «ВКонтакте» были просто массовым развлечением. А в этом году потенциал подобных проектов полностью проявился в волне арабских революций, и Россия не застрахована от аналогичного сценария. Достаточно вспомнить массовые беспорядки на Манежной площади или погромы в Химках. Все это – продукт умелой и техничной игры с социальными сетями.

– Видимо, вы раскрыли чьи-то карты перед игрой? «Бюро пропаганды» уже доставило вам неприятности?

– В любом художественном произведении нужен стержень, базовый сюжет, на который нанизываются повествование и детали. В случае с «Бюро пропаганды» таким стержнем стала история расчетливой и циничной «звезды» светских раутов, готовой за место в Думе расплатиться судьбой детей и супруга. В зависимости от обстоятельств она меняет имидж и вероисповедание, национальность и чувства. Дети, мужчины, коллеги, домохозяйки – все эти люди всего лишь безликий ресурс и электорат, не заслуживающий уважения. Видимо, в этом гротескном персонаже себя неожиданно узнала Ольга Слуцкер, хотя образ был собирательным и условным.

– И какова была ее реакция?

– Через неделю после того, как я заключил договор на издание книги с одним из питерских издательств, произошел инцидент с ее охранником в Мосгорсуде. Ольга внезапно атаковала мою хорошую знакомую, за которую я не мог не вступиться. Все происходило перед телекамерами, охранник Ольги «отыграл» положенную роль в эпизоде «нападение на хозяйку», и вся мизансцена после умелой правки вышла в телеэфир. Это был чистой воды set up. Подобным постановкам немало места отведено в тексте «Бюро пропаганды», это и есть технологии в чистом виде. Против меня тут же попытались возбудить уголовное дело, но, слава богу, полиция в России все-таки больше верит реальным фактам.

– И все же шумный развод Ольги Слуцкер нашел отражение в книге?

– Только отчасти. Главная героиня книги – это собирательный образ. Он отражает еще одну крайне неприятную тенденцию предстоящих выборов. Всеми правдами и неправдами во власть рвутся герои гламурного мира. Это даже не режиссеры и писатели, заполнившие Верховный Совет перед крахом СССР. У тех, несмотря на политический непрофессионализм, было глубокое и искреннее переживание за судьбу страны. Сегодняшние гламурщики – это люди без профессии, без совести, без особых моральных ценностей. Они получили признание светской тусовки как красивые девочки в бриллиантах и веселые мальчики в дорогих нарядах. Они измеряют жизнь трендами, брендами и тенденциями. Власть для них – атрибут даже не крутизны, а комфорта и шика. То есть в одном кармане – трубочка для кокаина, а в другом – депутатский мандат, гарантирующий неприкосновенность.

– Неужели это реальная картина происходящего? Разве участие в выборах подобных личностей не может быть скорректировано?

– Проблема в том, что сращение политической и гламурной тусовки выгодно обоим участникам. Политическая жизнь в стране переживает период глубокой стагнации – за десять последних лет на политическом горизонте не появилось ни одной новой звезды. Назовите любую громкую фамилию политика – это либо герой 90-х, как Зюганов или Жириновский, либо чиновник, назначенный на свой пост чьим-то волевым решением. Партиям нужны новые лица, а новые лица сегодня дает только индустрия развлечений. В Думу и Общественную палату идут ведущие развлекательных программ, спортсмены, модели и люди без определенных профессий, но широко известные своими шиком, блеском и гламурностью. Продукт индустрии развлечений вряд ли способен ответственно подойти к принятию решений государственного масштаба – это другая профессия. Зато он очень хорошо выполняет указания режиссера – вот его профессиональный навык.

На стартовавшей предвыборной кампании доля «известностей» и «знаменитостей» выросла значительно, в некоторых партиях – в разы. Выиграет ли наша страна и рядовые россияне от такого гламурно-политического симбиоза? Я лично так не считаю и попытался донести эту свою обеспокоенность в «Бюро пропаганды».

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram