Актриса Марина ЗУДИНА родилась в Москве, окончила ГИТИС (мастерскую Олега Табакова). О ее десятилетнем романе с руководителем «Табакерки» долго судачили в прессе. О том, что разница 30 лет, что Зудина разбила семью, что это не любовь и долго не протянется. Но, несмотря на злые языки, Табаков женился на Марине, которая родила ему сына Павла и дочку Машу. Сегодня народная артистка РФ Марина Зудина – ведущая актриса МХТ и… супруга его художественного руководителя. Как говорится, статус обязывает.
Существует мнение, что Марина Зудина в последнее время живет вся «в шоколаде». Так и есть на самом деле?
– Внутренняя гармония актера не всегда зависит от количества сыгранных ролей или от материального благополучия. Иногда я думаю: «Боже, как хочется не решать никаких проблем, а просто жить и заниматься творчеством». Вот это, наверное, и называется «быть в шоколаде». Я так никогда не жила. Достаточно рано начала зарабатывать, помогала родителям, прошла через кризисы и дефолты. Помню, я снималась и накопила деньги на кооперативную квартиру. Так вот, в один день эти деньги обесценились, и меня, наверное, только влюбленность спасла. Ведь до 27 лет, будучи уже известной актрисой, я жила в «хрущевке» с родителями в 9-метровой комнате.
– В театре вас воспринимают как хозяйку?
– Олег Павлович не из тех людей, кто советуется с женой по рабочим моментам, он может просто поинтересоваться моим мнением. К тому же у него столько помощников, с которыми я, кстати, прекрасно общаюсь.
– В жизни вы играете, как актриса? Применяете свои навыки?
– Дома я никогда не играю, и муж тоже, мы устаем. Но в жизни у меня есть ощущение актерской тональности. Если я вхожу в помещение, где между людьми произошел конфликт, то я это мгновенно ощущаю и стараюсь вести себя деликатнее, чтобы было комфортно этим людям. В плане эмоций я всегда была больше женщина, чем актриса.
– Кто или что может вас довести до слез?
– В последний раз я плакала в июне, когда смотрела спектакль Владимира Машкова «Бумбараш» в его старом составе. Это и Евгений Миронов, и Андрей Смоляков, и Виталий Егоров и многие, кто начинал театр.
А по поводу себя у меня стало меньше слез, я свое отплакала. Когда у нас был роман с Олегом Павловичем и я понимала, что мы не можем быть вместе, то почти каждая наша встреча у меня заканчивалась слезами. Это не значит, что у меня был «роман в слезах», просто меня переполняли эмоции, я чувствовала остроту жизни, жила полнокровно. А теперь, даже если бывает больно и обидно, слезы попусту не лью. Я знаю цену настоящим чувствам и настоящим переживаниям.
– Обычно актеры сетуют на маленькую зарплату в театре. А про Олега Табакова говорят, что у него все схвачено. В чем секрет?
– Первые годы «Табакерки» и в трудные времена для МХТ нам очень сильно помогали друзья-бизнесмены. Они давали деньги на лечение актеров, на ремонт, была социальная защищенность. К тому же у Олега Павловича чутье на талантливых режиссеров. Он интересно выстраивает репертуар и благодаря этому поддерживает интерес к театру. Еще Олег Павлович никогда не завидовал чужому успеху. Наоборот, он собирал вокруг себя успешных людей, и это являлось залогом успеха театра. Сейчас мы часто ездим на гастроли, у нас в театре несколько сцен, нам есть где развернуться.
– Как складываются сейчас ваши отношения с детьми Олега Табакова от первого брака – Антоном и Александрой?
– Павел очень привязан к старшему брату. Если бывает во Франции на Лазурном Берегу, то обязательно заезжает к нему, так как Антон проводит там много времени. Мы часто ездим к Антону за город, где у него замечательный дом. Павел (ему в августе исполнится 16) дружит с дочкой Антона Аней, а Маша (ей 5 лет) общается с маленькими девочками Антониной и Марусей. С дочерью Сашей у Олега Павловича отношений нет. Но я в это не лезу, поэтому говорить об этом не в моей компетенции.
– Вы строгая мама?
– Меня очень волнует сегодняшняя система образования. Раньше мы много писали, разбирали сочинения, учились мыслить. А сейчас пишут мало, русский язык в основном в sms. Это просто катастрофа! Я каждый раз перезваниваю сыну и говорю: «Ты можешь это правильно написать? Почему ты не поставил запятые?!» Я не могу привыкнуть, что они могут писать без заглавной буквы, без знаков препинания. Пугаюсь, а знает ли он, как надо. А Павел говорит: «Мам, ну это же просто sms». Но меня это каждый раз повергает в шок, потому что у меня совсем другое отношение к русскому языку.
– Народной артисткой России вы стали в 2006 году. В самый раз или могли бы дать и пораньше?
– Звания не всегда отражают реальный талант и значимость артиста. В других странах вообще нет званий. И в свое время Олег Табаков и Олег Ефремов предлагали отменить звания. Если артист не востребован и не на виду, то званием ему не поможешь. Я не отказалась от этого только потому, что это ничего не изменит. Либо мы все играем в это, либо не играем. Владимир Машков, например, получил звание народного артиста РФ только в июне этого года. Но, даже если бы у него никаких званий не было, его бы любили все равно.