Аргументы Недели → Культура № 23(264) от 16.06.2011

Мое счастье – театр

, 19:50

«Иван Кулибин» готовился к отплытию и подавал протяжные гудки, как вдруг на шею Рэйфу Файнсу кинулась хрупкая девушка в темных очках. Оказалось, Ирину ГРИНЕВУ и председателя жюри V Mеждународного кинофестиваля имени Тарковского связывает давняя дружба. Поговаривали, что известный актер и режиссер даже делал Ирине предложение.

Сегодня красавица блондинка блистает на знаменитых сценах Лондона и Парижа, отбиваясь от режиссеров, желающих снять ее в кино. Впрочем, Ирина всегда была уверена, что станет известной, даже когда жила на вокзале, приехав из родной Казани.

- Ирина, расскажите о вашем знакомстве с Рэйфом.

– Впервые он увидел меня в спектакле «Борис Годунов», где я играю Марию Мнишек, в Лондоне. Оказалось, Рэйф хорошо знает режиссера Деклана Доннеллана. Более того, Рэйф сыграл у него свою первую роль – Ромео в «Ромео и Джульетте». По сути, Деклан открыл его как актера, дав первую главную роль в жизни. Мы часто бываем в Лондоне, поэтому нередко пересекались на вечеринках, в компаниях. Скоро будем играть в Англии «Три сестры». Я смотрела Рэйфа в «Дяде Ване», мне нравится, как он сыграл Онегина в одноименном фильме своей сестры Марты Файнс... Да что там говорить – Рэйф – гениальный актер. Мы не виделись около трех лет, и вдруг я неожиданно встречаю его на фестивале Тарковского!

– А вы-то как сюда попали?

– На днях я была на пробах в новый фильм Веры Глаголевой, и она пригласила меня составить ей компанию на фестивале. Вера представляла в Иванове свою картину «Одна война».

– Вы работаете с западными режиссерами – с Режисом Обадиа, Декланом Доннелланом. Нет ли у них проблем с пониманием загадочной русской души?

– Удивительно, но они понимают нашу страну и наших людей. Они пытаются смотреть на Россию глазами Достоевского, Пушкина, Чехова. Видят ее такой, какой она должна быть. Для Обадиа каждая русская женщина – это Настасья Филипповна и Аглая. Доннеллан – англичанин с русской душой. Именно он открыл для меня систему Станиславского. До него я понимала ее как-то абстрактно. Мы, русские, самонадеянно думаем, что она уже у нас в крови.

– Правда, что вы больше любите играть Чехова именно перед западной публикой?

– В Париже и Лондоне публика знакома с текстами Чехова. Зрители ходят посмотреть, как режиссер и актеры решают знакомые ситуации в пьесе. В Лондоне раскупают билеты за несколько месяцев. Ходят не по одному разу. Мы сами были удивлены, спрашиваем: «Почему такой успех?» Отвечают: «Во-первых, Чехов, во-вторых, русские актеры, в-третьих, это Деклан Доннеллан». В Париже тоже принимали очень трогательно. Помню, Жюльет Бинош сидела в третьем ряду и плакала.

– Вы недавно вышли замуж за бронзового призера Олимпиады  Максима Шабалина, но приехали на фестиваль одна. Потому что у вас с ним разные графики?

– Максим часто ездит со мной на гастроли, недавно мы вместе были в Париже. А сейчас он в Братиславе выступает со своей партнершей Оксаной Домниной. Я его не ревную, так как знаю, что он очень любит меня.

– После расставания с режиссером Андреем Звягинцевым вы не спешили под венец. Как Максиму удалось вас окольцевать?

– Это было непросто. Мой друг Эвклид Кюрдзидис много раз заново представлял мне Максима. А я всякий раз говорила: «Приятно познакомиться», и тут же забывала о нем. Я так много работала, что душа просто не поспевала за телом. Но в какой-то момент мои глаза наконец-то открылись, и я увидела того самого, которого ждала много-много лет.

– Почему муж отговорил вас участвовать в «Ледниковом периоде»?

– Наверное, он опасался, что мы начнем ссориться.

– Вам не кажется, что фигурное катание не совсем мужской вид спорта?

– Ну что вы! Я всегда восхищалась музыкантами и спортсменами! Максим с четырех лет на льду. Вся его жизнь подчинена профессии. В Греции олимпийские чемпионы приравнивались к богам. Я преклоняюсь перед ним.

В последнее время вы мало снимаетесь в кино…

– Я больше театральная актриса. Предложений в кино было много, но я отказываюсь, так как все сценарии, что присылали, в трезвом виде читать невозможно. Иногда одного названия достаточно, например, «Люся-пончик». В этом году у меня были две работы в кино. Снялась в ужастике «День рождения», где у меня роли двух сестер-близнецов. Одна – успешная красавица, вторая – «не в себе», мстит мужчинам за нелюбовь. Второй проект с режиссером Гузель Киреевой. Мы играем с Максимом Авериным (т/с «Глухарь») историю, где он меня любит, а я его – нет.

Известно, что многие актеры в какой-то момент своей жизни уходили в монастырь. Но вы ушли туда еще до того, как стали актрисой. Этот опыт помог вам в жизни?

Не такой уж это значимый поступок. Мне было всего 18 лет, у меня была несчастная любовь… Я просто искала истину, задавалась вопросом: «Зачем я живу?» Пробыла в Торжском монастыре совсем недолго и поняла, что это – не мое. Зато именно там  отчетливо поняла, что театр – мое призвание и счастье.

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram