Фестиваль симфонических оркестров мира закрыл легендарный Кшиштоф Пендерецкий
15 июня 2011, 18:51 [«Аргументы Недели», Сергей Птица ]
10 июня в Колонном зале Дома Союзов на предпоследнем концерте VI Фестиваля симфонических оркестров мира выступил с оркестром Sinfonia Varsovia легендарный композитор-шестидесятник, знаменитый представитель польской композиторской школы – Кшиштоф Пендерецкий.
На отведенном композитору и дирижеру пространстве из двух отделений была представлена программа, в которую вошли его собственная 5-я симфония, впервые звучавшая на Российской сцене, 6 симфония Шостаковича и завершающим номером – исполнение Pezzo capriccioso Петра Ильича Чайковского с солисткой – стипендиатом Международного Благотворительного Фонда Владимира Спивакова – виолончелисткой Анастасией Кобекиной.
Польский оркестр производит сильное впечатление - профессионализм, гибкость и сбалансированность звучания. Все прослушано, все выверено, все звучит – звучит головокружительно здорово. Вот некоторые картины, нарисованные Sinfonia Varsovia во главе с Кшиштофом Пендерецким в тот вечер:
Вначале прозвучала Пятая симфония Пендерецкого. Написана она была в 1992 году и посвящена 50-тилетию освобождения Кореи от Японского господства. Здесь не узнать дерзкого польского авангардиста. Это уже не тот Пендерецкий, который в молодости разворачивал перед вами зияющий космос и наводил ужас его огромностью и бесконечностью. Который подавлял массой оркестра и раскрывался именно через его (оркестра) сонорику. Теперь в его произведениях позднего периода царит, по выражению Игоря Бэлзы clarity, ясность и простота. Конечно, это грандиозная по величине, эпическая по неспешному складу развертывания и достаточно стройная по форме конструкция. Восточный не экзальтированный, но вдумчивый колорит в ней отражен в полной мере. Здесь чувствуется рука маститого художника, знающего тот инструмент, с которым он работает и повидавшего на своем веку, человека, способного философски рассуждать о жизни. В музыке Пендерецкого очень, почти до очевидности сильно влияние Шостаковича. Тем более ясным это стало во втором отделении, когда зазвучал «первоисточник». И тут все были поражены, как, оказывается, можно любить Шостаковича, с каким упоением, блеском, восторгом можно исполнять его музыку. В заключение концерта, когда зал не хотел отпускать польских гостей, третья часть Шестой симфонии была повторена на бис. Дирижером и оркестром симфония выстроена и проведена от начала до конца на одном дыхании. Без какого бы то ни было налета заезженности и некоторой «классичности», как принято иногда играть известные произведения. И музыка Шостаковича предстала абсолютно ясной, легкой для восприятия, понятной. А эта простота и понятность дорогого стоит и достигается, видимо предельным качеством мастерства, в которое входит и умение держать нужный темп, и собранность, и общий звуковой тонус оркестра, каким обладает не каждый мировой оркестр.
«На десерт» звучал Чайковский в исполнении Насти Кобекиной. Кшиштоф Пендерецкий – сам виолончелист, отметил на пресс-брифинге, что «девочка, с которой мы будем играть сегодня вечером на концерте - действительно очень талантлива и великолепно играет». Конечно, с Пендерецким и его оркестром не каждый день приходится играть, но Настя – держалась молодцом.
Такие концерты, несомненно, являются событием для любого, кто знает и любит музыку. И не только из-за легендарных гостей и участников. А еще и потому, что они все еще продолжают подводить итоги искусства 20 века, без которых качественный шаг в следующее столетие никак невозможен.