В предуикэндовскую пятницу, естественно, неохота нагружать мозг наследством недели, тем более, что у этой, оно, во-первых тяжеловатое, а во-вторых, отнюдь не радужное. И всякие там развеселые фэшн-тв не в состоянии развеять тягостную атмосферу, сотканную из последних выхлопов ликвидируемых «Русских витязей», а равно «Стрижей» и громкого ритуального убийства.
Не озонирует ее так же и гнев президента, адресованный членам кабинета министров. Скорее наоборот – угнетенное состояние от смехотворной абсурдности ситуации становится еще более угнетенным.
Один из способов развеять поименованную угнетенность – присущий далеко не только детям – между прочим – посмотреть… мультики. Но и здесь подстерегала засада.
На фоне горячих дебатов по поводу за какое именно место надо подвесить министра обороны и где именно это лучше сделать, сравнительно малозаметной осталась очередная челобитная. Имеющая непосредственное касательство к теме.
Наиавторитенейшие мультипликаторы (при одном только упоминании Норштейна сердце благоговейно встает по стойке «смирно» – с поправкой на вариант Саши Васильева) обратились к Медведеву Дмитрию Анатольевичу с мелкой такой просьбишкой. Всего-навсего спасти от окончательного исчезновения студию «Союзмультфильм».
Опустим массу подробностей и сразу перейдем к сути. А она проста. Спасти производителя анимационного контента, на котором выросло огромное количество граждан не только России, но и сопредельных поставщиков гастарбайтеров и потребителей газа может только системное, регулярное государственное финансирование.
Разговоры об этом идут уже давно, однако до берестяных грамоток дело не доходило. Дошло.
Ну, начнем с самого простого.
Я безумно уважаю труд наших мультпликаторов и вообще всех, кто вкладывал умения, знания и душу в рукотворные шедевры кукольной и рисованной продукции. Это – безо всяких сомнений и поправок – огромная часть культурной сокровищницы страны. На них вырос я, на них выросли и растут мои дети. Эпизод с деревом в сопровождении музыки Шнитке из вынесенного частично в заголовок произведения искусства лично меня всегда потрясает до глубин подсознания вкупе со слезами восторга. И таких эпизодов набирается на немыслимое количество терабайт. И пони с челкой из чистого шелка, и маленькая такая компания, и вересковый мед, и мадам между прочим мадемуазель и так далее – места не хватит на перечисление немеркнущих бриллиантов от отечественных художников. Ни атома, ни элементарной частицы из этого наследия пропасть не должно.
Кто-то с пафосом скажет нечто в стиле «они учили и учат добру, нравственности и прочем прелестям» - и будет прав. Кто-то с не меньшим пафосом завопит «и фиг ли толку, что из этих зрителей выросло» и будет прав только отчасти. Ибо БЕЗ них, коротеньких сказок, вмещающих в себя эпосы, количество, обличаемых вторыми, было бы на несколько порядков больше.
Но…
Во-первых – нашли к кому обращаться. Мультипликаторы люди, конечно, может быть и наивные, но не настолько же. Не могут они не осознавать степень риска. Даже если челобитная будет принята во внимание, то исполнение е сбросят на чиновников, те – за соответствующий откат – подтянут бизнес, который успешно попилит остатки наследия, поделится с чиновниками и – все.
Во-вторых, я искренне не понимаю зачем вообще нужны эти слезные всхлипы, когда в руках у людей столь могущественное оружие и ежедневный опыт коллег из высокоразвитых и, поверьте, не менее культурных стран.
Нести добро можно по-разному. Можно тщательно, годами, выписывать пятнадцатиминутные вечные ценности, по одной ценности раз в 8-10 месяцев. А можно штамповать – без ущерба для искусства – трендовые эпизоды раз в неделю, а то и чаще.
У нас вопиюще огромный рынок стеба и сатиры. Сценаристы «Симпсонов», «Гриффинов», «Футурамы» и «Южного парка» могли бы просто взвыть от зависти. У нас, что не новость – то эпизод.
Стеб и сатира – настоящая сатира, а не ничтожные потуги и якобы рейтинговых каналов, и персонажей типа Шендеровича – это, помимо прочего, еще и деньги. Причем, отнюдь не маленькие деньги. Перечисленные выше американские мультсериалы не жили бы по многу сезонов, если бы это было не так. И, несмотря на поточность линии – во многом они истинные шедевры, ничуть не менее ценные, чем диснеевские полотна или наши роскошные «Ёжики в тумане».
Кто мешает челобитчикам сделать такой бизнес? Да, причин тут мне сейчас накидают страниц на сто через пол - интервала, однако все сие преодолимо. При желании, естественно. Но его как-то не возникает. В результате мы имеем мольбы к президенту и жалких в свое абсолютной бездарности и смрадновкусии «Мультличностей», давно почивших в бозе и столь же паршивых «Дятловы» и чрезвычайно скверно выписанных по характерам «Смешариков», сторителлерам которых пора давно прочистить мозги.
Один грамотный, мастерски скроенный по горячим темам мультсериал – а сотворить его есть кому – способен начать радикально решать наболевшие проблемы венценосного «Союзмультфильма». Два – решить их окончательно, а три – превратить студию из челобитчицы в законодательницу мод и властительницу умов. На пороге которой буду толкаться толпы героев этих самых сериалов. С чеками, где не проставлена сумма – на усмотрение мультипликаторов, только, чтобы не трогали в очередном эпизоде. И студия будет проставлять суммы, а потом получать деньги и выпускать все без изменений.
Ну а если творцам шедевров претит такая линия – тогда сидите и лейте слезы крокодила Гены на уши Чебурашки. Кстати, прекрасно вписавшегося в рынок…