Аргументы Недели → Культура № 20(261) от 25.05.2011

Каннская зажигалка

, 19:59 , Кинокритик, тележурналист

Основная жизнь в Каннах, конечно, происходит в кинозалах, где режиссеры класса люкс показывают прессе и публике свои новые фильмы. Их потом обсуждают критики и богатые фестивальные бездельники, которые пришли на своих яхтах в Канны, чтобы «духовно развлечься». Нельзя же в самом деле все время есть устриц и лобстеров и обсуждать, насколько «округлая» или «шершавая» та или иная марка вина. Есть же еще такая фишка, как «первая брачная ночь» с новым фильмом знаменитого режиссера. Вот и тема для разговора с друзьями или подругами (дружками) друзей.

Однако не всех в залы пускают. Чтобы быть уверенным в проходке, нужно прийти очень заблаговременно, даже если у тебя есть билет. Своими глазами видел пожилую даму, одетую в цыганском стиле (наверное, после просмотра должна была идти на вечеринку с цыганским дресс-кодом), которая била билетом охранника и кричала ему: «Я купила его за 2000 евро!», а он ее лениво не пускал, приговаривая: «Мест нет». Это, между прочим, вообще любимое развлечение туристов: смотреть, как на вечерние сеансы не пускают господ в смокингах и дам в бриллиантах. Как они толпятся у своих калиток, пихая друг друга локтями, как падают драгоценные колье и ожерелья. Кстати, в этом году ожерелья не в моде, у всех звезд голые шеи, а Анджелина Джоли даже отказалась от серег. Компания Сhopard, спонсор фестиваля и постоянный изготовитель золотых пальм, кусает себе, наверное, большой палец правой ноги – ведь раньше она украшала всех звезд, идущих по красной дорожке-подиуму, своими изделиями (давала поносить напрокат). А теперь дамы стали разборчивее, платья носят не с двумя лямками, а с одной – на индийский манер. Впрочем, это не из экономии, а просто волна. Хотя по-настоящему грандиозных вечеринок в этом году в Каннах не было.

Помню, как после просмотра «Пятого элемента» Люка Бессона я пошел на вечеринку в честь премьеры. Она проходила в специально возведенной для этого космической станции на сваях величиной с фестивальный дворец. А в качестве пригласительного билета выдавались швейцарские часы с эмблемой фильма, изготовленные тиражом, равным количеству гостей. Да что говорить, были времена! Но не буду бурчать – жизнь продолжается. Хотя традиционная благотворительная вечеринка по сбору средств на борьбу со СПИДом AnFar с уходом из жизни Элизабет Тейлор тоже уже не та. Канны без Тейлор как-то осиротели. А вечеринка открытия на пляже, где угощали вафлями, была какой-то уж очень малобюджетной.

Только русские зажигали очень даже неплохо. Сперва отпраздновали открытие русско-китайского фонда в ресторане на пляже неподалеку от отеля Mariott. Китайские благовония стушевались там перед запахом кубинских сигар гендиректора Всемирных русских студий Юрия Сапронова. Потом в павильоне Unifrance отметили открытие русско-французской академии. Во Франции, правда, эта академия будет называться франко-русской, но так принято при копродукции. Главное, что пели цыгане и гости плясали, да так отчаянно, будто делают это в последний раз.

Стильный прием в отеле Magestic устроила компания Central Partnership, производящая и покупающая фильмы для проката в России. Накануне там принимали таиландскую принцессу. Коленопреклоненные вассалы воздевали руки к небу и славили божественную, которая снизошла с неба прямо в зал, убранный в тайском стиле. За ночь зал преобразился, появилась желтая драпировка, на фоне которой эффектно смотрелись вечерние костюмы гостей (дресс-код: black tie). Особенно элегантно выглядела Ольга Кабо с мужем Николаем, личные гости хозяина вечеринки Марка Лоло, генерального директора «СP». Вечеринка была посвящена каннской премьере фильма Ларса фон Триера «Меланхолия», права на прокат которого в России приобрела «СP». Всех взволновала всем известная выходка режиссера на пресс-конференции. Марк Лоло узнавал от гостей из журналистов все новые подробности. Кстати, самым элегантным из них был обозреватель «Комсомолки» Стас Тыркин.

Постепенно новость о нацистской выходке Ларса поползла по ресторанам и яхтам. Обсуждался не фильм – а Ларс фон Триер снял на этот раз настоящий шедевр (впрочем, «Европа»,«Танцующая в темноте», «Рассекая волны», «Антихрист» тоже не слабые фильмы). Многие его и не видели! Обсуждалось, с какого перепоя сбрехнул Ларс такую штуку, что фестиваль объявил его персоной нон-грата. При этом фильм не был снят с конкурса – искусство выше политики! Многие, впрочем, были уверены, что его жюри обойдет молчанием. Но жюри во главе с Робертом Де Ниро не могло не заметить очевидно первоклассный фильм, прекрасно снятый и бесконечно драматургически интересный. Причем наглый – в пику Аристотелю и его учению о законах драмы фильм начинается с эпилога! И то, что Кирстен Данст получила приз в номинации «Лучшая женская роль», стало вдвойне победой искусства. Так что скептики были посрамлены. А пока на вечеринке гости Марка Лоло не забывали угощаться Hennessy XO и шампанским Moet & Chandon, закусывая клубникой, которую cherry-boy неторопливо поливал тягучим горячим шоколадным соусом. Ведь в его «кулинарном техникуме» ему объяснили, что богатые никуда не спешат.

Зашел на прием и владелец кинофестиваля «Кинотавр» Александр Роднянский. Его компания на сей раз спродюсировала другой заметный фильм фестиваля – новую работу Андрея Звягинцева «Елена». Она стала фильмом закрытия второй по значению программы «Особый взгляд» и даже – по-моему, вполне заслуженно – получила специальный приз жюри под председательством Эмира Кустурицы. Естественно, Кустурица был приглашен на прием, который Роднянский устроил по поводу премьеры фильма, когда призы уже были даны. Кустурица пожал ручку каждому из артистов и долго беседовал с режиссером. На вечеринку зашли Юмашев с женой Татьяной Ельциной, был также то ли Блаватник, то ли его двойник.

И, как всегда, зрители Первого канала все узнали первыми из передачи «Тихий дом»! До свидания, пока-пока!

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram