Народная артистка РСФСР Лариса ЛУЖИНА, воспетая Владимиром Высоцким в песне «Она была в Париже», снялась более чем в семидесяти фильмах и сериалах. «На семи ветрах», «Вертикаль», «Золото», «Тайны дворцовых переворотов», «Охота на изюбря» – роли Лужиной в этих и других картинах помнят и любят зрители разных возрастов. И, что интересно, в отличие от многих актрис своего поколения Лариса Анатольевна до сих пор востребована – и в кино, и на театральной сцене.
- Вы сейчас много и успешно снимаетесь, играете на драматических подмостках. Немногие актеры вашего поколения могут похвастаться таким вниманием со стороны режиссеров и продюсеров! В чем секрет?
– Так звезды, видимо, расположились на небе. Паузы были у всех актрис, особенно после перестройки. И у меня, разумеется. Но в начале «нулевых» пригласили сыграть в большом сериале «Любовь как любовь», где моим экранным супругом стал Сергей Никоненко. Этот проект имел большой успех. И «лед тронулся», в свою очередь…
Теперь я действительно много снимаюсь. Сейчас играю сразу в трех проектах. В сериале «Маруся» – хозяйку винодельческого хозяйства. Очень приятно, что в Украине этот сериал стал популярным. Все мы ждем, когда же его покажут в России. Еще я снялась в сериале «Сердце Марии». И на НТВ в сериале под названием «Стервы», где играю кагэбэшницу. Представляете, в этом году у меня еще не было ни одного выходного дня!
– Лариса Анатольевна, у вас были когда-нибудь высокие покровители в искусстве или, как сейчас говорят, спонсоры?
– Если только великий режиссер Сергей Герасимов… Однажды он меня фактически спас. Меня в составе делегации послали на Каннский кинофестиваль. На одной из вечеринок я «отрывалась по полной программе», как говорит нынешняя молодежь. А затем во французском журнале «Пари Матч» вышел фоторепортаж обо мне под названием «Сладкая жизнь советской студентки». После такой статьи мне запросто могли поломать карьеру наши ревнители морали! Но вступился Сергей Герасимов, мой педагог, – и санкций не последовало.
А во времена перестройки нашелся еще один «покровитель». Он был начинающим бизнесменом, занимался нефтью. И вот он дал мне 500 долларов, чтобы мы могли как-то выжить. Я на эти деньги, тогда достаточно большие, поставила спектакль «Курица» для пятерых актеров. Мы потом ездили с этим спектаклем по городам и весям и так выживали. К сожалению, того моего мецената в 35 лет убили… А так знакомых олигархов у меня никогда не было.
– Какие самые нелепые слухи о себе вы помните?
– Много писали о каких-то моих романах. В основном чушь. Про роман с Владимиром Высоцким не писал только ленивый, хотя на самом деле мы были просто друзья… Нет, мне особо не доставалось от журналистов. Кроме того, что я купила квартиру в Болгарии, ничего такого не писали. Правда, я ее не покупала тогда, когда вышла статья. Но после… взяла и купила из принципа, решила, почему бы нет? У меня три внука – Прохор, Данила и Матвей, их нужно куда-то вывозить. Как говорится, растут три будущих воина-богатыря. А что может быть лучше болгарского побережья Черного моря!
– Насколько я знаю, в социалистической Болгарии вы не работали, зато около четырех лет снимались в ГДР…
– Да, в 1963 году мне предложили контракт со студией «ДЕФА», что по тем временам было равно нынешнему приглашению в Голливуд. Я проработала в Берлине почти четыре года. По-немецки раньше не говорила, но быстро выучила язык. Снялась в шести картинах. Самая известная – сериал «Доктор Шлюттер», где мне предстояло впервые сняться в постельной сцене. Это вам не твист на вечеринке! Должна была лежать, правда, в трусиках, но топлесс. Помню, стою и плачу. Всех, кроме оператора, удалили из павильона, а я никак не успокоюсь. Глотая слезы, объясняю переводчице: у меня маленькая грудь, если лягу на спину, ее совсем не будет видно. Режиссер разрешил: «Будешь сидеть!» Но и тут я сомкнула руки на груди, так меня и сняли. В итоге я получила национальную премию ГДР.
– Лариса Анатольевна, вы и сейчас прекрасно выглядите! Что делаете для поддержания хорошей физической формы?
– От случая к случаю. Можно сказать, не делаю ничего. Ходила в бассейн, а сейчас даже на него не хватает времени. В 8 утра уезжаю на съемки, в 10 вечера возвращаюсь. Рабочий день длится по 12 часов, а иногда бывают переработки по 16–17 часов. На дорогу по московским пробкам уходит часа четыре. Даже молодежь устает, а что уж говорить про нас. А еще не так давно на съемках я порвала ахиллесово сухожилие. Сейчас хромаю, и вот уже полгода хожу с этим, все некогда сделать операцию…
Думаешь иногда: вот сейчас станет легче, будет меньше работы. А потом понимаешь, лучше так, чем сидеть без дела, быть обузой. Пока ноги ходят, пока дышишь, еще что-то можешь сыграть, – лучше работать. Работа держит в тонусе. Люди расплываются, лежа на диване у телевизора. Праздность развращает человека в любом возрасте, к ней очень быстро привыкаешь. И начинаются проблемы со здоровьем, с нервами… В последнее время от переработки, от усталости я стала какой-то раздражительной. Но уже заметила это и всячески борюсь со своим плохим настроением!