Аргументы Недели → Культура № 16(257) от 28.04.2011

Современная сказка навыворот

, 17:48

Что такое новогодняя ночь для детей? Ну, конечно же, реализовавшаяся сказка.

Приходит Дед Мороз, приносит подарки. Ну, конечно же, те, о которых давно-давно мечталось. И мама разрешает не ложиться спать вовремя, и папа сажает на колени и дает поиграть со своей любимой моделькой самолета. И бабушка печет вкуснейший пирог, а дедушка поет басом песню про темную ночь…

Как же хочется, чтобы все было так. Ну или немножко по-другому, но обязательно в уютном доме, обязательно с родными и близкими, обязательно, чтобы тепло, уютно и безопасно. Очень хочется. И подарков. Даже когда тебе далеко не пять лет.

Как размахнулись, скажете вы. Прямо все сразу – и дедушку с песней и бабушку с пирогами, да еще и Деда Мороза с подарками! Не много ли?

Нет. Не много. Тем более когда это мечта…

А в жизни история получается совсем другая. То есть даже противоположная.

Эту реальность совсем не понаслышке знает автор короткометражного фильма «Колыбель» Алексей Смирнов. Молодой режиссер сам какое-то время прожил в воронежском интернате.

Три года Смирнов вынашивал идею снять фильм по маленькому новостному сообщению про пятерых детей, которые были найдены замерзшими в заброшенной канализационной шахте под самый Новый год в небольшом городе на севере России.

С точки зрения автора, неприметное в масштабах мировых катаклизмов событие разрастается в полноценную картину беспримерной бездушности современного человека. Пять детей – пять судеб.

Беспризорник, сбежавший из интерната; мальчик-инвалид, сын погибшей наркоманки; дочка вечно ругающихся алкоголиков; маленький нищий с церковной паперти и крохотная дочка в общем-то благополучных, но вечно занятых мамы с папой.

Безграничное одиночество соединяет детей на улице. А дальше, как и полагается в сказочном сюжете, старший согревает их своей мечтой о волшебном корабле, который отвезет их в теплую страну Австралию, где всегда светит солнце. И малыши отправляются искать дорогу к счастью.

Но в реальном мире дорога эта приводит не на шумную пристань, а к заброшенной вонючей яме, где только одна, такая же никому не нужная, как и дети, собака заботливо пытается согреть маленькую девочку. На остальных детей ее не хватает.

«Хорошо, если фильм посмотрят безразличные родители: им надо увидеть себя со стороны. Нужно собрать их и бесплатно показать, чем могут закончить их дети. И будущим родителям полезно увидеть. Сейчас так много искушений, что молодые хотят жить, петь, гулять, ребенок для многих стал дополнительным развлечением. А то, что надо чувствовать своего ребенка, идти рядом с ним, укладывать спать, читать сказки, многим кажется совсем необязательным», – считает Марина Савинова, актриса Свердловского театра драмы, сыгравшая мать-пьянчужку одного из героев ленты.

Сам же режиссер уверен, что сделал «жесткий фильм, после которого люди не только захотят, но и начнут помогать беспризорникам».

Малобюджетный фильм снимали две недели в январе 2011 года, как только создателям режиссерам Алексею Смирнову, Михаилу Борщевскому и оператору Сергею Амирджанову удалось найти деньги на реализацию своей идеи. Улицы Екатеринбурга, канализационные трубы, неблагополучные квартиры стали съемочными павильонами.

Вопросы, которые задает фильм, уже не раз звучали. Уже не раз были сформулированы ответы. Но все равно маленькие люди каждый день замерзают от одиночества – в прямом или переносном смысле слова. Но ведь если они окончательно замерзнут, вместе с ними замерзнет мечта, и тогда мир обязательно свалится в бездонную сточную канаву.

И правы авторы фильма, очередной раз четко и коротко оставляющие зрителя один на один с проблемой, с которой живет каждый современный человек, но старательно от нее отворачивается. Проблемой холода и одиночества в праздничном городе, который так к человеку равнодушен. Проблемой, которую необходимо решать сегодня.

Фильм создан при поддержке Председателя Комитета Государственной Думы по делам молодежи Павла Владимировича Тараканова.

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram