Аргументы Недели → Культура

Маэстро Юрий Башмет открыл зимний фестиваль искусств в Сочи

, 11:18

Уже в четвертый раз в Сочи начался зимний фестиваль искусств. Как всегда его главным мотором стал великий альтист и дирижер Ю. Башмет. Он приехал на Черноморское побережье после сильнейшего гриппа. Но вечером, на концерте открытия фестиваля в Зимнем театре этого было не заметно – г-н Башмет как всегда блистал на сцене и за дирижерским пультом и со скрипичным смычком.

Похоже, что сочинский фестиваль становится самым интересным событием в России с точки зрения представления передового и одновременно классического искусства. Причем не в масштабах одной страны, а в русле мирового процесса. Об этом говорит программа фестиваля. Сначала о его первом дне.

Начался он концертом в Зимнем театре. На сцене – государственный симфонический оркестр Новая Россия. За дирижерским пультом – Юрий Башмет. Звучит увертюра к опере Россини "Сорока воровка". А вот за ней слушателей ожидала настоящая сенсация. На сцену вышла знаменитая музыкальная дива Ву Мэн - китаянка, которая концертирует в основном в США. В ее руках неизвестный российскому слушателю инструмент – ПИПА. Это нечто среднее между балалайкой, домрой и мандалиной только размером около метра и без заметного резонатора. Звук получается после защипывания струны пальцем. Довольно сухой. В отличие от той же балалайки, ПИПА не дает возможности играть аккордами, как это можно сделать на балалайке. Во всяком случае, г-жа Ву это не демонстрировала. Сенсационность же состояла в том, что будучи соединенным со звучанием симфонического оркестра, ПИПА как бы символизировала великое китайское проникновение в классическую европейскую симфоническую культуру. Скрипки, медная группа, да и все остальные инструменты, сопровождавшие ПИПУ, надламывались вместе с ней в звучании. Концерт для ПИПЫ и струнных написал китайский композитор Тан Дун, 1957 года рождения. Похоже, что именно он возглавил великий китайский поход на классическую европейскую музыку.

Остается загадкой, как г-ну Башмету удалось привезти в Сочи еще одну мировую звезду – Джованни Соллима. Это на сегодня самый известный в мире виолончелист и композитор. Он вышел на сцену и исполнил концерт Шумана ля минор для виолончели с оркестром. В его руках – виолончель Франческо Руджери 1679 года. Раритет в руках великого мастера заставил слушателей войти в транс. Порой его виолончель издавала звуки, подобные звукам самых миниатюрных скрипок.

В первый вечер состоялось выступление и самого г-на Башмета. Вместе со скрипачкой Аленой Баевой он исполнил концерт си-минор Б. Бриттена для скрипки и альта с оркестром. Автор, умерший еще в 1976 году, завещал исполнить это произведение через 30 лет после своей смерти. Такой чести удостоился г- Башмет вместе с Гедоном Кремером. А в Сочи его заменила г-жа Баева. О произведении трудно что-либо сказать словами. Но автор, как видно, имел душу мятущуюся и судьбу трагичную. Это в полной мере отразила и его музыка.

Подлинным украшением первого концерта стала норвежская певица – колоратурное сопрано – Мари Эриксмоэн. Удивительно легким голосом, без микрофона и не перекрикивая оркестра, она исполнила арию-вальс Мюзеты из оперы Пуччини "Богема" и другие арии.

Закончился концерт, как и ожидалось,  исполнением "на бис". Это была венгерская рапсодия Ференца Листа – произведение, которое оркестр "Новая Россия" под управлением Юрия Башмета, исполняет лучше кого-либо в мире.

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram