> Богдан Ступка: каждый должен заниматься своим делом - Аргументы Недели

//Культура

Богдан Ступка: каждый должен заниматься своим делом

26 декабря 2010, 18:32 [«Аргументы Недели», Герман НАПОЛЬСКИЙ ]

Великий украинский актер Богдан Ступка в следующем году отметит свое 70-летие. Его знают, помнят и чтят на всем постсоветском пространстве. Еще в 1996 году в Москве народный артист Украины был удостоен специальной премии имени Станиславского «За высочайшие творческие достижения на сценах театров Содружества независимых государств». Из последних крупных работ Богдана Сильвестровича - Тарас Бульба у Владимира Бортко и миллионер у Кшиштофа Занусси в «Сердце на ладони».Богдан Ступка — актер, которому выпала возможность побывать и по другую сторону искусства — в кресле министра культуры Украины. О жизни, о творчестве и о некоторых других вопросах- разговор корреспондента "Аргументов.ру" с великим человеком.

-Богдан Сильвестрович, скажите пожалуйста, у Вас в жизни уже так много сделано, но есть ли творческие планы на ближайшую перспективу?

-Недавно я снялся в фильме "Дом" режиссера Олега Погодина. В результате надеюсь, что еще в течение какого-то времени я буду востребован широкой публикой. Правда, и играть я сейчас могу уже далеко не всех. Героя-любовника, например, уже не могу. Только в белорусском фильме "Инсайт" смог сделать что-то близкое к этому.С января будущего года меня пригласили работать в фильме "Август и Александра".

-Почему, с Вашей точки зрения, фильм "Тарас Бульба", где Вы исполнили ведущую роль, быстро утратил популярность?

-В свое время кинолента собрала достаточное количество зрителей. Но есть и другие работы, которые со временем становятся известными. Неинтересно всю жизнь говорить о "Тарасе Бульбе".

-Не могу забыть и тот эпизод, когда во время показа данного фильма политики стали вновь, как это уже много раз бывало, делить Гоголя...

-На то они и политики. Они ведь никогда не скажут, как актер сыграл, хорош фильм или плох. А Гоголя делить вообще незачем. Писал на русском, но с украинской мелодикой. Был русским писателем, но, когда жил в Италии, каждый день ругался в кофейне из-за сливок, которые итальянцы добавляют в кофе...

-Вы неоднократно бывали в Белоруссии, в частности, были в уходящем 2010-м году на Минском международном кинофестивале "Листопад". Скажите пожалуйста в связи с этим, как в целом Вы относитесь к республике?

-Да достаточно неплохо отношусь. Достаточно уже давно, по меркам
молодых, хотя для меня самого это не очень двно- 6 лет назад- мы очень
подружились с белорусскими режиссерами.
 Особено я люблю театр Янки Купалы. Мой друг Арнольд Помазан там
работает, с которым мы дружим на протяжении уже очень и очень многих
лет.
-Как Вы в целом относитесь к современному кино?
-Знаете, одновременно отношус и плохо, и хорошо. Хорошо то, что оно
развивается, но в то же время плохо- то, что в нем очень много моментов,
когда зрителя раздевают и матюгают.
-А к собственно украинскому кинематографу?
-Да Вы знаете- он практически не развивается... За 18-19 лет
существования независимой Украины мжно припомнить одну-единственную
картину, которая снята не за бюджетные деньги.
-Вы говорили, что среди Ваших целей значится продвижение украинской
культуры. В таком случае не может не заинтересовать какие, с Вашей точки
зрения, ее явления достойны того, чтобы привлечь внимание всего мира?
-Наша особенность в том, что у нас есть все, а беда - в отношении к
этому дару. По глупости мы не ценим и не развиваем того, чем обладаем.
-В России в прокат вышел фильм «Мы из будущего-2». Там одну из главных
ролей играет ваш внук Дмитрий. Вы его продвигаете?
-Знаете, как он попал в это кино? У нас в театре идет «Чайка», дипломный
спектакль 4-го курса, который я, дозрев наконец до педагогики, набрал. И
мы его показывали в прошлом году в МХТ. Там-то его и заметил режиссер
фильма. Подошел ко мне и говорит: «Мне вот этот мальчик с серьгой в ухе
нравится». Только потом он узнал, что это мой внук.
-А внук – хороший актер?
-Я когда смотрел первые два акта «Чайки», все думал: «Ну что ж, неплохо
вроде. Но чего-то все-таки не хватает». Но последняя сцена меня достала.
Там Треплев греет после дождя ножки Нины Заречной, газетками укутывает.
Как Дима – а он Треплев - это делает! Боже! Я другими глазами на него
посмотрел. Я знаю его характер, знаю все его капризы, знаю, как он любит
вытягивать деньги, как и все внуки. А тут – такое!

-У Вас был, помнится, один фестиваль в Киеве, который Вам небезразличен.
В данной связи меня интересует, почему Вы ушли с поста президента
Киевского международного кинофестиваля?
-Я просто занят.
Хотели на ближайший фестиваль мы пригласить Дастина Хофмана, который был
зачат в Киеве, и даже предоставить ему возможность посмотреть на ту
кровать, где его зачали, несмотря на то, что родился- то он в Нью-Йорке,
обращались также к Кличко-старшему. Но что в итоге получится- пока что
даже сказать не могу.
Я ушел, потому что создаю новый международный проект. Он будет требовать
много креатива и организационных усилий. Творческому составу
международного кинофестиваля за короткое время удалось стать заметным и
даже привлекательным для западных кинодеятелей.


-Скажите, с Вашей точки зрения, победа на том или ином кинофестивале-
это политика?
-Я даже не знаю.
-Пересматривать свои фильмы Вы любите?
-Иногда бывает, что пересматриваю. Как правило, на первых показах я
бываю недоволен собой, даже неловко как-то становится. Но спустя годы
смотришь - и как-то все совсем иначе выглядит. Люблю пересматривать на
большом экране, там видны акценты.
-Хватает ли сейчас у Вас времени читать?
-Не всегда. Но в то же время, когда я еду из Киеа в Москву и обратно в
поезде- находится целых двое суток для того, чтобы почитать, в поезде из
Киева в Минск я также читал. Вполне хватает времени на чтение и в
самолете. Насчет конкретных авторов если я скажу какие-либо
предпочтения, то наверняка недоброжелатели это посчитают рекламой.
 Но всё равно могу сказать, что читать то, что написали женщины, мне
порой бывает интереснее, чем то, что написали мужчины, потому как
женщины порой бывают сильнее мужчин.
-В подростковом возрасте что повлияло на Ваш становление?
-Первой моей литетатурой стали оперные театры. У меня родственники пели,
и потому у меня о всему был доступ.
 Потом я начал собирать библиотеку украинской литературы и, знаете,
как-то увлекся.
Когда украинский режиссер Леонид Жека снял свой фильм "Злодей", то у
меня появилось какое-то новое ощущение того, что происходит вокруг.
 Помимо этого, Кронина "Цитадель" я читал, потому как хотел быть врачом.
Но когда увидел у брата запекшуюся кровь- он в аварию попал- всё желание
идти в медицину у меня пропало.
-Как Вы относитесь к тому, что с распадом Советского Союза слово
"гастролеры" успело обрести несколько иной, параллельнй смысл?
-Ну как можно относться к этому? Жизнь как она есть...
 Когда приезжают настоящие театры и там нет попсы- это уже, знаете,
многим не интересно. Но в то же время такие, как я, на попсу уже никогда
не пойдут.
-Вы бывали в Америке. Понравилось Вам там, или же американцы Ваше
искусство не понимают?
-У нас какое-то превратное понимание американцев. Мол, театра они не
любят. А я вам скажу, что на Бродвей сейчас двинулись драматические
спектакли. И с «Тевье-Тевелем» мы были в Америке. А внучка
Шолом-Алейхема Бэл Кауфман (американская писательница. - ред.) нас
пригласила как-то на празднование 150-летия Шолом-Алейхема.
–Я слышал не один восторженный отзыв об одном театре- театре Ивана
Франко, к которому Вы имеете непосредственное отношение, но также
слышал, как люди говорили: «А почему играют на украинском языке? Они же
все знают русский». В пример приводили Аркадия Исааковича Райкина,
который всегда старался играть на языке той страны, где гастролировал
его театр. Что мешает вам в России играть на русском?
–Зачем? Японцы же не играют на английском, хотя они знают английский.
-С 2001 года Вы- руководитель украинского театра Ивана Франко. Гордитесь
ли Вы этим?
-Ну как Вам сказать... (пауза) Достижения, конечно, есть. Сегодня в
данном театре только на основной сцене более 30 спектаклей, которые
представляют все богатство жанров и стилей театрального искусства.
Дабы расширить художественную палитру, я приглашаю на постановки
режиссеров с диаметрально противоположными творческими методами и разных
театральных школ.
С театром сотрудничают постановщики из Польши, России, Грузии, Канады,
Литвы.
-Вам близко по духу просить прощения у кого-либо?
-Каждый человек грешен, и я действительно вроде как от своего имени
прошу прощения. И у близких, и у врагов прошу прощения. Простите меня
великодушно. И всегда имейте перед глазами нашего Господа. Всегда
молитесь ему, не предавайте его.

-Как Вы проводите свое свободное время?

-Так, чтобы можно было отдохнуть. А помогает мне прежде всего сон.

-В политику, скажем, в мэры города не собираетесь?

-А зачем в мэры города? Были предложения выдвинуть мою кандидатуру на пост президента. На полном серьезе. Я отказался. Отказался потому, что каждый должен заниматься своим делом.



Обсудить наши публикации можно на страничках «АН» в Facebook и ВКонтакте