10 декабря в магазине "Читалкафе" пройдет презентация книги-путеводителя "Москва, которой нет". Ее издатель - одноименный проект, выпускающий уже третий том "путеводителя".
Создатели проекта публикуют истории о старой Москве, которая "исчезает". Книги добротные - содержат в себе материалы по уничтоженным памятникам архитектуры и культуры города.
В третий том "От Воскресенских ворот до Трубной площади" должны были войти: Иверские ворота, Манежная площадь и гостиница «Москва", палаты в «Арагви» на Тверской улице, Университетская типография на Страстном бульваре и многое другое (еще 8 глав).
Около ста лет назад чем-то подобным занимался Владимир Алексеевич Гиляровский. Тоже писал о Москве, которая тогда еще была, но уже подрастеряла многие свои памятники и наследие прошлого.
Во времена Гиляровского Москва заканчивалась Садовым кольцом, сорок лет назад улицей Кравченко. Сейчас же она разрослась до невиданных размеров - заканчивается даже не МКАДом, а далеко за его пределами. И метро туда уже скоро проводить начнут. В год, когда умер автор "Москвы и москвичей" (1 октября 1935) открылась первая станция столичной подземки (15мая).
Столица растет вширь, уничтожая свой исторический центр. Архитектурно-культурные проблемы этого самого центра в последние годы решал господин Церетели в поруке с экс-мэром Лужковым, чей "московский стиль" оставлял незабываемые впечатления у гостей и жителей столицы. Википедия дает такое определение: ""Лужковский стиль" несёт в себе признаки постмодернизма, историзма и эклектики, заимствуя черты из разных архитектурных стилей — от модерна и рококо до сталинского ампира и хай-тека". Этим самым "стилем" были уничтожены/проданы/сданы многие памятники подлинной московской архитектуры. Москва, которой нет... Лужкова, впрочем, тоже уже нет. Зато есть другой "голова" - Сергей Собянин, поставленный для решения проблем столицы. Среди которых главная, конечно же, - пробки. А стройка гостиницы Никиты Михалкова в Малом Козихинском и горевший дом напротив - дело десятое. Но вроде бы и изуродовавшей город "Москвой-сити" обещал заняться. Наверное, займется. Будем верить.
Москвичи, которых нет - это теперь по большей части люди приезжие. Они, конечно, и раньше были. Но так, чтобы дневное население города увеличивалось в несколько раз - это нонсенс. И люди с электричек, которым не найти работу в области, заполоняют город. А город весь - одни сплошные торговые центры: "плазы", "холлы","сити" и маркеты. Столешников переулок, где жил Гиляровский, превратился в одну из самых дорогих улиц мира. «Столешников переулок! В нем, как в капле воды солнышко, отражается вся жизнь города…», - писал В.А. Гиляровский. Сейчас же в переулке "отражаются" витрины Louis Vuitton, Burberry, Chanel, Hermès, Escada и прочих. (Заметим, что с конца 18 века, лавками и магазинами, привлекавшими внимание богатых покупателей был Кузнецкий мост).
Гиляровского вспоминают, переиздают вновь и вновь его бессмертные записки, выпускают цикл радиопередач. Его дело в описании столицы продолжают издатели "От Воскресенских ворот до Трубной площади".