Аргументы Недели → Культура

Светлана Проскурина: я никогда не думала, что занимаюсь артхаусом

, 19:05

Фильм "Перемирие" Светланы Проскуриной является одним из ярких достижений отечественного кинематографа 2010 года. Он получил один из главных призов открытого российского фестиваля "Кинотавр" и отобран для показа на Минском международном кинофестивале "Листопад".

Данный фестиваль в нынешнем году пройдет в полностью обновленном формате. Многие фильмы-участники фестиваля, в отличие от прошлых лет, будут представлять создатели картин. Также запланировано проведение творческих встреч, мастер-классов и дискуссий. Гостями Фестиваля станут известные и талантливые кинематографисты: Борис Невзоров, Владимир Симонов, Людмила Гурченко, Дмитрий Миллер, Вахтанг Кикабидзе, Нани Брегвадзе, Войцех Кабаровский. В связи с этим вполне можно утверждать, что фильм "Перемирие" еще посчастливится увидеть множеству знаменитостей. О данном фильме, а также о некоторых взглядах на жизнь- наш разговор со Светланой Проскуриной.

-Светлана, скажите пожалуйста, почему Ваш фильм называется "Перемирие". Что за перемирие?

-Мы очень долго жумали, как всё-таки лучше назвать этот фильм. Перемирие- это избыток мира. Мы очень много путешествуем, у нас есть Интернет. Но для России перемирие и в другом, более привычном смысле- это обычное состояние. Мы всё время были между войнами.

 Но здесь мне надо еще признаться, что сценарий моего фильма со времени его задумки несколько раз менялся. Ни горы, ни оврага, которые наверняка запомнились каждому, изначально не предусматривались.

-Что о Вашем фильме говорят фестивали, которые его берут?

-Ну если говорить про Сочи, то он дал приз за лучшую мужскую роль Ивану Добронравову, что касается фестиаля "Листопад"- то здесь пока что не знаю, фестиваль еще не начался, в афише фестиваля в качестве аннотации к фильму значатся следующие слова:

"Этого города нет на карте, он значится только в строке путевого листа. Именно туда отправляется Егор Матвеев, сын Петра Матвеева, который хочет жить, может любить, а главное - хочет узнать себя".

Что скажут зрители- опять же, не знаю.

-Когда Вы выбирали сценарий, что Вас в нём зацепило?

-С Сабиной Еремеевой мы очень хотели работать, и когда появился подходящий сценарий, то мы просто решили работать.

-Вы знамениты фильмами авангардными, артхаусными. Скажите, что внутренне у Вас произошло, что вдруг Вы вышли к теме данного фильма?

- Честно говоря, я вообще никогда не думала, что занимаюсь артхаусом. А если по существу Вашего вопроса- то просто я меняюсь, и нахожу это для себя очень органичным. Я абсолютно убеждена, что режиссер не должен болтать, он должен молчать после того, как в свет вышла первая копия. Ведь зачастую то, что режиссер болтает после выхода первой копии, представляется мало убедительным. К тому же когда ты говоришь о фильме, то говоришь в первую очередь то, что тебе самому интересно. Но когда уж спрашивают...

-Скажите, как в Ваш фильм попал Сергей Шнуров?

-До своего фильма я знала его исключительно как светского персонажа. Я ему как-то сказала, что единственное, что мне мешает его взять- это его известность, на что он мне отметил, что ему это мешает тоже, после чего сказал "давайте работать".

-Светлана, какие качества у людей, которых Вы сняли, дают основание полагать, что не всё ещё потеряно?

-Мы все-уроды, но спасает мысль о падших.

 Всегда, конечно, интересно то, что делается вне твоего пространства. И это опять же наводит на мысль, что неужели кто-то думает, что все падшие люди, показанные в фильме, более нелепы, чем мы.

-Недавно в российском кинематографе была снята картина про уродов и людей, которая имела довольно большой успех. Неужели всё так плохо, неужели всё настолько ужасно, что успех всё больше имеют картины про людей не от мира сего?

-Да нет, это дело вкуса.

Я не снимала фильм про уродов. Я это снимала в городе Северный, и половина людей, которых зритель видит- это люди с улицы. Например, начальник автобазы.

-Как Вы относитесь к утверждениям, что Ваших героев надо было больше стилизовать?

-Я, честно говоря, вообще не думала об этом. Ведь кино, которое я сняла- я сняла его в социальном жанре. Не в особо разговорном жанре.

-Почему лица некоторых Ваших героев меняются?

-Отвечу вопросом на вопрос: а что, неприветливые лица не имеют права меняться?

-У Вас в фильме одного женского персонажа называют блядь, а другого- мать. Скажите, это одна актриса?

-Да, одна.

-Зачем отрубленные пальцы, отваленные ноги очень подробно показывать?

-Данный показ- это моя эмоция. Сделано не для того, чтобы терзать женскую душу.

 Мальчик, на которого все обратили внимание в фильме, должен был дальше ехать, и с ним что-то должно было происходить.

-Что, с Вашей точки зрения, представляет из себя женское кино?

-Журналисты мне всегда задают этот вопрос. Отвечаешь, отвечаешь им, и они всё никак не могут насладиться моими ответами. Меня это, если честно, очень веселит.

-Что Вам помогает снимать картины?

-Я довольно много живу в деревне, и это -другой мир, очень ясный. В этом мире все очень ясно воспринимают приязнь и неприязнь.

 Буквально за полтора часа я могу справиться со своим лицом, чтобы, если нужно, оно стало ясным, если нужно- страдающим.

-Как Вы относитесь к фразе "Простота хуже воровства"?

-А никак не отношусь. И вообще не знаю, зачем Вы это спросили.

-Спасибо за интересную беседу!

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram