Аргументы Недели → Культура № 31(221) от 12.08.2010

Шелест чувств

, 17:36 , Кинокритик, тележурналист

В разгаре один из самых влиятельных кинофестивалей отечественного кино «Окно в Европу», который уже в 18‑й раз проходит в Выборге. Возраст «мятежной юности» если в чем-то и проявился, то в особом внимании к фильмам, в которых в водоворот взрослой жизни вовлекается молодое существо. Будет ли оно барахтаться в этом водовороте, отстаивая свое право на индивидуальность, или все же отдастся его неумолимому движению, – фестивальные фильмы предлагают весь веер возможностей.

Являясь одновременно «Окном» в кинопрокатную осень, фестиваль уже в первые дни показал, что нам будет что посмотреть в кино не только про жизнь голливудской фауны и флоры. У нас, в конце концов, есть своя. Вот, например, фильм Андрея Кавуна «Детям до 16...». На сей раз режиссер, громко заявивший о себе в нулевых годах такими шлягерами проката, как «Охота на пиранью» или «Кандагар», решил впасть в нежный возраст ранней юности, упиваясь чистотой похотливых чувств своих героев – вчерашних школьников. Конечно, то, что поднимается у них от низа живота, так легко перепутать в этом возрасте с порывами сердца. Важно, чтобы оставалась интрига, чтобы на каждом из них изначально не ставили опознавательный знак. И режиссеру удается этой интригой владеть, сводя своих четырех молодых героев-студентов в разные геометрические фигуры.

Сперва Арлекин (Павел Прилучный) уводит девушку (Коломбину 1) у влюбленного в нее своего друга Пьеро (Дмитрий Кубасов), предлагая ему довольствоваться обществом ее подружки (Коломбина 2). Так что вы думаете? Пьеро немножко поэтически поухаживает за своей К2, а потом у них будет океан секса, мама не горюй! Тут авторы фильма постарались продлить славные традиции эротического кино, в котором герои обязательно на себя что-то проливают. На сей раз парочка красит друг друга разноцветными красками, чтобы предаться экстазу как бы на Таити. А стоило Арлекину остыть к К1, так наш Пьеро тут как тут – уже подстерегает ее у подъезда и везет наслаждаться. А женившись на ней, думает уже только о К2, и у них снова все получается очень жарко. На глазах из Пьеро вырастает просто какой-то сексуальный монстр с нежным славянским лицом и добрыми голубыми глазами. Знакомьтесь – новый секс-символ нашего кинематографа Дмитрий Кубасов.

Он же играет и в музыкальной мелодраме «Пестрые сумерки» по идее Людмилы Гурченко, где она не только играет звезду эстрады и кино, то есть саму себя, но оказывается «по ту сторону» экрана, являясь и сорежиссером, и автором музыки. Получилось настоящее авторское кино, где каждый кадр говорит о создательнице, каждая деталь. То, что на роль талантливого детдомовского пианиста, отношения с которым составляют главную пружину фильма, пригласили Дмитрия Кубасова, вполне закономерно. Славянский юноша с неподвижным взглядом голубых очей (на сей раз он слепой), которые даже днем сияют лунным светом, смотрится как молодой бог, сошедший на незнакомую землю. И героиня Гурченко чувствует это, понимая, что луч света из какого-то другого царства проник в ее квартиру – антикварную лавку. Он может мелькнуть и растаять, силу притяжения земли никто не отменял. Да и поводырь у него в исполнении Владимира Ильина – добрый демон, от него просто так не отвяжешься, да и желания нет, ведь он обещает джаз! Но у Людмилы Марковны есть своя сила, свои средства, свои связи. Хотя человеческий образ ей придают и слабости (размолвка с сыном), которыми она отважно наделяет свою героиню.

Фильм получился в стиле греко-римской мифологии, где все герои переселяются в современную Москву, а так по большому счету могли и не покидать своей античности. С другой стороны, что же богам и демонам делать, если не путешествовать? Глядишь, по-новому прозвучат все старые альпийские песенки.

Среди событий фестиваля стоит отметить и фильм открытия – «Компенсацию» Веры Сторожевой. Режиссер, активно заявившая о себе в нулевые годы («Небо. Самолет. Девушка», «Путешествие с домашними животными» и др.), на сей раз представила занимательную историю, в центре которой оказывается актер-бренд Гоша Куценко. На сей раз его герой – преуспевающий строитель, у которого новая семья и любимая дочь. О том, что он забыл о другой семье, где у него еще две дочери, он скоро пожалеет. Ведь брошенная им первая жена умрет, а 18-летняя старшая дочь и ее сестра (по совместительству родная дочь Гоши Куценко) нагрянут в Москву, чтобы свести счеты с папочкой. По ходу фильма Гоша выяснит, что его новая жена незнамо кто. И хотя в фильме много сказочности, история раскручивается, как сжатая пружина, показывая, что от фильма к фильму режиссерское мастерство
Сторожевой все совершенствуется.

Интересная в этот раз собралась компания и в большом жюри. Одно сочетание писательницы-снежинки Ольги Кучкиной и актера-проказника Алексея Панина чего стоит! В следующей итоговой статье я расскажу о решении жюри и других громких событиях этого фестиваля – яркого события нашего кинонебосклона.

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram