Аргументы Недели → Культура № 30(220) от 05.08.2010

Испанца заманили в Россию

, 18:36

Петербургскому миллионеру и меценату, генеральному директору Михайловского театра Владимиру Кехману под самый конец сезона удалось сотворить настоящую театральную сенсацию. Впервые более чем за сто лет к руководству русского театра привлекается иностранец – испанский хореограф Начо Дуато. Контракт подписан на 5 лет с возможностью последующей пролонгации.

Балеты Дуато идут на сценах самых престижных театров мира. Еще совсем недавно заполучить их в свой репертуар пытались и Большой и Мариинка. Михайловский театр обскакал всех, и если все сложится удачно, именно ему Дуато в будущем передаст права на свои знаменитые балеты.

 Дуато проработал в Национальном театре танца Испании художественным директором ровно 20 лет. Узнав, что контракт хореографа истекает и пять мировых балетных компаний предлагают ему порулить у них, петербургский миллионер Владимир Кехман сумел посулить такие условия, от которых испанец просто не смог отказаться. Владелец фруктовых плантаций в Южной Америке, которого часто называют еще «банановым королем», давно пристрастился к искусству, охотно идет на риски, истратил более 30 миллионов долларов личных средств на реставрацию Михайловского театра. Но, замутив этот безумный проект, он превзошел сам себя.

Пикантность ситуации состоит в том, что Михайловский театр, открытый еще Николаем I и, по сути, являющийся придворным театром с 1833 года, имеет свои традиции. Классический балет – одна из них. Его репертуар составляют лучшие образцы балетной классики. Только перед новым назначением балетная труппа этого театра провела удачные гастроли в Лондоне, где поразила ценителей невиданным ранее на Западе знаменитым советским драмбалетом «Лауренсия», созданным Вахтангом Чабукиани еще в 1939 году. Сверх того михайловцы порадовали британских эстетов и «старомосковским» «Лебединым озером» – той самой, шедшей раньше в Большом театре редакцией, которую с Майей Плисецкой в главной партии посещали Мао Цзэдун, Хрущев и Брежнев. Дуато же, возглавивший испанский балет как раз после Майи Плисецкой (она три года пыталась прививать его основы в Испании, не владевшей культурой классического танца), классику из репертуара устранил. Тем не менее именно ему удалось превратить малоизвестный коллектив в одну из самых высокооплачиваемых, динамичных и попросту лучших в мире компаний современного танца.

 Сейчас и Дуато, и Кехман заверяют, что на классическое наследие посягать не собираются, ссылаясь на то, что в Испании создать настоящую, успешную классическую труппу было невозможно. В Петербурге же – сердце классического балета – такая труппа уже существует, и им остается только поддерживать разумный баланс современности и классики. По словам Владимира Кехмана, классический репертуар, на котором ранее базировалась труппа Михайловского театра, сохранится, но основное стратегическое направление в театре теперь будет все же современное.

Действительно, соревноваться в классике с Большим и Мариинкой – дело бесперспективное. С появлением же Дуато Михайловский театр автоматически переходит в иную весовую категорию, а Россия получает необходимый импульс в развитии современной хореографии.

– Россия в лице Дуато приобретает уникальную возможность, – заявил Владимир Кехман. – Когда Дягилев впервые привез русский балет на Запад, это был шок для всего мира. Я очень хочу, чтобы эту традицию Начо Дуато продолжил в России. Русские танцовщики лучшие в мире, но рядом нет соответствующего хореографа. Я от всей души надеюсь – работа Дуато в России даст стимул к тому, чтобы в стране росли и формировались собственные молодые хореографы. Если все сложится так, как мы задумали, – то будет впервые в мире.

Амбициозный проект вполне претендует на звание проекта века. Но приживется ли теплолюбивый испанец в холодной северной Пальмире? Удастся ли ему вместе с русским миллионером осуществить хореографическую революцию в стране с мощным классическим прошлым и слабыми зачатками хореографической современности, плохо приживающейся на русском морозе?

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram