Подводя итоги 21-го открытого фестиваля отечественного кино «Кинотавр», можно отметить: русское жанровое кино пытается «выбиться в люди». Что называется стать «хорошим мальчиком», попасть хотя бы в конкурс, не говоря уж о призах.
Например, детективная сказка «Кто я?» режиссера Клима Шипенко держит зрителя в напряжении вплоть до кульминации. Пока идет следствие, мы совершаем романтическое путешествие с героем Александра Яценко. Он играет собирательный образ прыщавого парня из спального района, мечтающего провести день? вечер? ночь! с Жанной Фриске. Дуэт у Жанны и Алекса великолепный, просто загляденье. Даже не обращаешь внимания на такие мелочи (которые при этом носят сюжетообразующий характер), как отсутствие выпивки в номере люкс лучшего городского отеля «Севастополь» или бесконечно добрых ментов, возвращающих забывчивому юнцу немаленькие деньги. А маленькая ложь, как говорится, рождает большое недоверие. Тем более для жанрового кино, которое традиционно на фестивалях считается гадким утенком.
Новый фильм Дмитрия Месхиева «Человек у окна» развивает традиции авантюрной мелодрамы, где весьма убедительно сыграл Юрий Стоянов. То генерал-лейтенант, то сотрудник администрации президента, то политкорректный взяткодатель – за что бы ни брался его герой, все неожиданно выпавшие ему по сюжету роли он превращает в настоящий бенефис. Но приз за лучшую мужскую роль ему не достался, а уплыл в руки молодого актера Ивана Добронравова из фильма Светланы Проскуриной «Перемирие», который был назван и лучшим фильмом года.
Интерес современных художников к разного рода медвежьим углам – заметная тенденция современного кино, судя по фестивалю «Кинотавр». Может быть, и потому, что городская «поляна» так или иначе осваивается жанровым кино. А провинция всегда дает возможность найти интересные типажи – от монстров до ангелов. И те и другие встречаются и в фильме «Перемирие». Он густо населен простыми фабричными парнями, которые при отсутствии фабрик честно спиваются, а на водку зарабатывают воровством. Правда, есть еще этническая преступность, но даже она отступает, столкнувшись с местным участковым, который выбивает признательные показания при помощи пытки кипятком.
А в фильме Анны Фенченко «Без вести пропавший», награжденном за лучший дебют, у главного героя вообще одно выражение лица – человека, которому крепко дали по голове. В число «хороших мальчиков» этот фильм попал, видимо, за концентрацию абсурда. Чего стоит, например, одна завязка! Герой-компьютерщик привлекается по делу о пропаже юноши, которого видел на вокзале и сдуру сказал об этом его матери, своей соседке. В милиции с него берут подписку о невыезде. А пока он встречается со своим заказчиком, его дом начинают сносить, и он еле успевает выхватить из почтового ящика извещение о новом месте жительства. Добравшись до адреса, указанного в бумаге, на электричке, герой обнаруживает, что его дом еще не построен и идет за советом в милицию. Там проверяют его паспорт, и при этом выясняется, что он нарушил подписку о невыезде. Ему реально грозит арест, и он бежит, оказавшись без паспорта, без крыши над головой, бежит в ночь, чтобы оказаться в другом, параллельном мире, в котором, оказывается, живет часть наших соотечественников. Начинается «дорожное кино», во время которого компьютерщик, поплатившийся за свою выключенность из жизни, начинает постепенно в нее «включаться»…
Но сенсацией церемонии закрытия стало вручение приза за лучшую режиссуру Сергею Лознице, поддержанного и призом кинокритиков. Бывший документалист свой игровой дебют «Счастье мое» посвятил алхимическому исследованию героев, которые дошли до окончательного распада. Причем фильм сочетает разные жанры, перетекающие друг в друга. Начинается он как «дорожное кино», благополучно переходящее в фильм ужасов. Когда герой-шофер достигает зловещего медвежьего угла, решив объехать пробку, и доверчиво присаживается к костру, где сидят местные, уже понятно, что ничем хорошим это не кончится. После удара по голове с ним случится Альцгеймер, а тело заберет себе для утех местная «маленькая вера»… Фильм берет еще и неторопливостью повествования. В результате эмоциональная мгла сгущается до настоящей жути.
Как такой художественный негатив попал в «хорошие мальчики», получив приз жюри, остается загадкой. Скорее всего, Сергей Лозница просто хорошо провел жюри «Кинотавра» этим летом.