Подписывайтесь на «АН»:

Telegram

Дзен

Новости

Также мы в соцсетях:

ВКонтакте

Одноклассники

Twitter

Аргументы Недели → Культура № 22(212) от 10.06.2010

Илья Глазунов «Последний поэт деревни»

, 16:22

27 мая в московском «Манеже» открылась выставка живописца и графика Ильи Глазунова, приуроченная к 80-летию мастера. Прошло более сорока лет после открытия его дебютной выставки в Манеже, и сейчас мы имеем возможность увидеть как старые прославленные работы живописца, так и более 50 новых полотен, которые никогда не выставлялись раньше. На экспозиции также впервые представлены уникальные фотографии, в том числе из личного архива художника.

Илья Глазунов, академик Российской академии художеств, ректор Академии живописи, ваяния и зодчества, активный сторонник монархии. Почитаемый и жестоко осуждаемый, он, без сомнения, феномен живописи советской эпохи. Прекрасный портретист, изобразивший Ганди, Феллини и Лоллобриджиду. Автор иллюстраций к романам Достоевского и полотен на тему классической русской литературы, он известен также и как театральный художник. Страстный приверженец старых традиций, из-под его кисти вышло множество картин, посвященных русской истории, и в особенности русской деревне. Ему 80 лет, и его новые работы удивительно отличаются от всего, созданного ранее, – он ни на минуту не останавливается на месте.

Центральное место в экспозиции занимает масштабное полотно «Раскулачивание», на котором Глазунов изобразил более ста фигур. На создание полотна размером четыре на восемь метров автор потратил более трех лет. Задумывал его он еще студентом, путешествуя по русской глубинке и слушая крестьянские рассказы.

Множество полотен исполнено в технике византийской иконописи – очевидно влияние так любимого Глазуновым Михаила Врубеля. В своей религиозной и крестьянской тематике художник близок к творчеству Нестерова, но при этом ни на секунду не теряет собственной манеры. При масштабности и торжественности его картин Глазунова впору было бы упрекнуть в излишнем пафосе, но все работы исполнены настолько хорошо, почти совершенно, что и придираться особенно не хочется. А какие у него женщины! Незнакомка Блока, легкомысленная обнаженная крестьянка – все они прекрасны и одинаково притягательны, такие выходят только у старых мастеров, истинных ценителей женской красоты.

Интересны и новые работы Глазунова, созданные в 2008–2010 годах. Налицо поразительные, если не сказать, радикальные изменения как в палитре, так и технике исполнения. Краски становятся темнее, тяжелее, мазки агрессивнее. Неудивительно, если учесть, что живописец всегда прибегает к художественной технике той эпохи, к которой обращается. Глазунов изображает современную историю – и, судя по всему, он не слишком доволен происходящим.

Сейчас, во время беспорядочной смены трендов-однодневок, в том числе и в живописи, мало кого интересуют картины, посвященные краху русской деревни или зарождению монархии. Это та классика, которая, к сожалению, не сможет выдержать вечность. Но Глазунов, скандальный и уже легендарный, много десятилетий несет вечную идею русской веры, чистоты и борьбы. И сам, как истинный боец, ни на йоту не отклоняется от заданного курса. Согласитесь, одно это уже заслуживает уважения.

Подписывайтесь на Аргументы недели: Новости | Дзен | Telegram