Аргументы Недели → Культура № 19(209) от 19.05.2010

Канны с подогревом

, 20:48 , Кинокритик, тележурналист

Кинофестиваль Канны-63 достиг зенита. Организаторы прекрасно продумали программу соревнования – интрига остается до последнего. Ведь «Утомленные солнцем-2: Предстояние» Никиты Михалкова (2-часовой вариант) будет показан накануне закрытия. Вот мы и посмотрим, как жюри под руководством Тима Бертона решит в том числе спор между художником и его злобными критиками. Если Михалков получит Золотую пальмовую ветвь из рук этого практически небожителя, значит, оппоненты Никиты Сергеевича могут отдыхать. Тим Бертон безупречен.

Ну, а если не Михалков? Любимцы фестиваля, такие как Майк Ли и Кен Лоуч, сняли достойные, но вполне проходные фильмы. Такеши Китано своим «Беспределом» чем-то напомнил «Жмурки» Алексея Балабанова. Сплошное мочилово, которое в какой-то момент становится однообразным, потому что фильм в отличие от балабановского теряет чувство юмора.

Фильм корейца Има Сангсо «Домработница» вполне занимателен – даже зажигательная сексуальная сцена присутствует, – но уж очень все в нем гламурно, ни одной шероховатости. А цепляться за что-то надо, не может взгляд лениво скользить по экрану, как по страницам глянцевого журнала! Бертран Тавернье – другой фестивальный фаворит – представил большой костюмный фильм «Принцесса де Монпансье», где все страсти тоже немножко облегченные, как кока-кола лайт, и рыцари после сражений почему-то всегда в белоснежных воротничках.

Остальные конкурсные фильмы тоже не бог весть какие открытия кинематографа. Разве что режиссер из Чада Махамат-Салех Харун картиной «Кричащий человек» резко заявил о себе как тонкий психолог, умеющий кинематографическими средствами рассказать о переживаниях данной африканской человеческой души. (Будь я в жюри, точно бы похлопотал за этот фильм, но, конечно, это не золото.) А вот хваленый иранский режиссер Аббас Киаростами в своей «Утвержденной копии» больше положился на литературные средства – герои все время говорят друг с другом, прогуливаясь по старинному итальянскому городку. Спасает от однообразия игра Жюльет Бинош, которая может получить Пальму за лучшую женскую роль. Остается русский режиссер Сергей Лозница, который на русском языке снял фильм о России, но представляют его Украина и Германия. Что ж, интрига остается.

Но фестиваль – это не только соревнование, это еще и разнообразные премьерные показы вне конкурса. Среди мэтров на сей раз присутствовали Оливер Стоун, Ридли Скотт и Вуди Аллен. Фильм Ридли Скотта «Робин Гуд» с Расселом Кроу в главной роли, показанный на открытии, не оправдал ожиданий. Сделав своего героя воином поневоле (на самом деле он хотел бы быть примерным землепользователем), Ридли Скотт проколол магический шарик, из которого унеслось облачко романтизма. После «Гладиатора» хотелось чего-то величественного, а герой на этот раз представлен как ратный труженик, который даже в «наперстки» играет «по-честному».

Вуди Аллен снял развеселый фильм «Вы встретите высокого темного незнакомца», который мне напомнил «Ералаш» Грачевского. Вот только бы Грачевскому таких актеров, как Энтони Хопкинс! Человек-ганнибал играет на сей раз богатенького «папика», который каким-то образом занимается сексом с вульгарной блондинкой, а потому пьет «виагру». С непередаваемой иронией актер показывает, как самоотверженно идет герой на самые разные экзекуции, лишь бы бес еще посидел в ребре!

И, конечно, главное событие фестиваля – это премьера фильма патриарха американского кинематографа Оливера Стоуна «Уолл-стрит. Деньги не спят никогда», которая стала продолжением его знаменитого фильма «Уолл-стрит» 1987 года. Мировой кризис заставил маэстро снова вернуться в мир международных спекулянтов, от которых все зло. Варварской власти денег режиссер попытался противопоставить любовь если не друг к другу, то по крайней мере к жизни как таковой, воплощенной еще не родившимся младенцем героини.

Дочка матерого спекулянта (спекулянт – Майкл Дуглас) будет метаться по ходу фильма, впадая из крайности в крайность, но «поцелуй в диафрагму» ей в финале обеспечен. «Эй, – говорит режиссер, – мы же все-таки не ногу отрубаем, а кино делаем!» Впрочем, подробности вы можете узнать, посмотрев мое интервью с Оливером Стоуном в «Тихом доме» на Первом канале, который выйдет в воскресенье 23 мая сразу после объявления победителей. И вы первыми увидите их счастливые лица!

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram