Вот и наступил долгожданный юбилейный (60 лет!) Берлинский кинофестиваль. В лидерах всех новостей, конечно, новые фильмы патриархов западного кино: «Проклятый остров» Мартина Скорсезе и «Писатель-призрак» Романа Полански.
В обоих снялись звезды первой величины: Леонардо Ди Каприо у Скорсезе, Юэн МакГрегор у Полански. В обоих фильмах, надо заметить, очень беспокойные, тревожные небеса: все время идет дождь, переходящий то в ливень (Полански), то в ураган (Скорсезе).
В «Проклятом острове» бодрый герой Ди Каприо с напарником-полицейским приезжает на особый остров, недалеко от сытого и просвещенного Бостона. Они должны провести расследование в секретном госпитале, где содержатся преступники, признанные невменяемыми. Ох, не по-доброму звучит виолончель, когда герои сходят на берег. Окажется, что они попадут в новую вселенную, где свои порядки. И чем страшнее будет открывающаяся правда, тем чаще она станет принимать характер галлюцинации.
Верховным жрецом острова окажется его главный врач (Бен Кингсли). Вначале совершенно не ждешь от этого лучезарного человека (все-таки актер «Оскара» получил за роль Ганди), что он - воплощение дьявола. Но кто сказал, что его посланцы на земле должны быть отталкивающими? Чтобы соблазнять малых сих, нужно быть привлекательным. И актер следует этой истине, не сразу зажигает адский огонь в глазах своего героя. Сперва молодой коп (Ди Каприо) должен маленько «отъехать».
Вот уж где простор развернуться нашему идолу и символу. На этот раз ему приходится преодолевать отвесные утесы, бежать под падающими от урагана деревьями, ступать ногами в полчища крыс и сражаться с угрюмыми и кровожадными преступниками. Причем Скорсезе не ограничивается этими испытаниями - в фильм доза за дозой впрыскивается готика а-ля Эдгар По, и грань между реальностью и безумием постепенно исчезает. Бен Кингсли может гордиться этой ролью, своего доктора он превратил в мистического жреца, из дьявольской паутины которого выхода нет.
Если действие «Проклятого острова» относит нас к временам начала холодной войны, то в «Писателе-призраке» Полански речь идет о цинизме современного мира. Вовлекая в свой политический триллер персонажей первой величины, он показывает, кто и как правит миром. Миром, в котором ради достижения политических целей нет моральных ограничений.
Юэн МакГрегор, играющий дорого оплаченного «литературного негра», оказывается на удаленной вилле бывшего премьер-министра Великобритании - на острове, недалеко от того же Бостона (может быть, Полански, как и Скорсезе, важно, что события происходят рядом со столицей американского истеблишмента). Начиная расследование причин гибели своего предшественника, герой МакГрегора докопается до самых секретных тайн ЦРУ, мы даже узнаем, что жена премьера была агентом ЦРУ и под ее ночной шепот он принимал дневные несправедливые решения об отправке войск Ее Величества на Восток. Но эта мифологизация ЦРУ - не самая лучшая сторона фильма. Самое лучшее - это прекрасно рассказанная, красивая история, где МакГрегор как луч света в темном царстве, откуда нет возврата. Впрочем, «наезд» на ЦРУ у Полански понятен.
Конечно, хотелось задать пару вопросов Полански перед его будущей экстрадицией в США, но швейцарскому сидельцу микрофона не дали. А жалко, ведь если его приговорят в американском суде, то это, может статься, его последний фильм. Только стоит сразу напомнить читателям, что развратные дела 30-летней давности не есть подлинная причина ареста режиссера. Дело в том, что он нарушил подписку о невыезде и вероломно покинул США 30 лет назад, тем самым оскорбив американскую Фемиду своим недоверием. А этого Высшая Справедливость ему не простила, так что фильм смотрелся еще с особым чувством прощания с художником, который снял свое последнее послание человечеству.
На этом фоне трагикомически смотрелся наш фильм из параллельной программы - дебют режиссера Анны Фенченко «Пропавший без вести». Там у героя тоже берут подписку о невыезде - на него завели дело по дурацкому обвинению со стороны соседки. Но пока он в своей постоянной отключке от реальности - по специальности он компьютерный программист - занимался обычной жизнью, его дом стали сносить, а имущество увезли в неизвестном направлении. И вот без кола без двора, он успевает из падающего почтового ящика извлечь бумажку о новом месте жительства. Оно за 100 км от старого. Но найти не удается, так как указанный в документе дом еще не построен.
Герой (программист, а совок совком!) идет за помощью в милицию, а там, понятно дело, у него отбирают паспорт и меняют меру пресечения как нарушившему подписку о невыезде. Герой вместе с представителем южной национальности вырывается из участка и дальше в нем что-то щелкает. Он вдруг понимает, что только что жил в какой-то плохонькой, но цивилизации, а теперь он беспаспортный бомж на обочине с мобилой, в которой кончилась зарядка. Все. Кафка стал былью. Капут. Но... всюду жизнь!
А о том, кто стал победителем в этом году (а есть причины болеть - в конкурсе фильм нашего соотечественника Алексея Попогребского «Как я провел этим летом») вы узнаете из моей традиционной программы «Тихий дом» на Берлинском кинофестивале. Она выйдет в эфир аккурат сразу после окончания фестиваля в субботу, 20 февраля, в 00.00. Не пропустите! К тому же не каждой программе дает интервью Леонардо Ди Каприо!