Михаила ЕФРЕМОВА многие запомнили еще по детскому фильму «Когда я стану великаном», где сын знаменитого актера и режиссера Олега Николаевича Ефремова блистательно сыграл влюбленного восьмиклассника Петю Копейкина. Казалось, судьба юного вундеркинда решена, но Михаил не спешил уходить в творчество с головой. Реальная жизнь представлялась ему более интересной, он даже успел послужить в армии. Однако сейчас кажется, ни одна заметная картина или сериал не обходятся без участия Михаила Ефремова. Шутка ли - в его послужном списке около ста ролей! А еще - три брака и четверо детей.
- Михаил, недавно в российском прокате прошел фильм Григория Константинопольского «Кошечка», где вы играете стареющую балерину. Накрашенный, в «пачке», в колготках... Как вы согласились на эту авантюру?
- Влад Опельянц, оператор, который снимал мою новеллу (в картину входит несколько отдельных новелл), мне как брат родной. Да и с Гришей Константинопольским мы давно знакомы. Вот и согласился. Роль в «Кошечке» поначалу показалась мне приколом, но потом мы взялись вполне серьезно. И мою работу оценили. Мне ведь за «балерину» дали приз на недавнем фестивале «Окно в Европу» в Выборге.
- Мир балета до этой роли был от вас очень далек?
- А вот и нет. Моя мама, между прочим, даже водила меня в детстве показываться в балетное училище. И тамошние педагоги сказали, что у меня вполне подходящие ноги для прыжка.
- Ведь такая форма короткого, около двадцати минут, монолога в камеру, как в «Кошечке», почти не используется в отечественном кинематографе, верно?
- Очень редко! Кстати, у Гриши есть еще один отличный короткий сценарий для меня. Сюжет новеллы таков. Журналиста посылают на космодром взять интервью у главы компании, занимающейся космическим туризмом. У журналиста дома нелады с женой, он расстроенный, но едет, куда деваться. Взял интервью, и тут космонавты его спрашивают: «А что ты такой грустный? Давай выпьем!» Пьют они, пьют, а потом решили свозить корреспондента на Луну - отвлечь, так сказать, от грустных мыслей. Пару суток летели, корреспондент там всю дорогу буянил, хулиганил... Ну, прилетели. Журналист надел скафандр, пошел гулять по Луне, а космонавты улетели за водкой на Землю. А его оставили, припомнив все обиды. Три дня он торчал на Луне в гордом одиночестве, а потом оттуда, значит, произносит монолог, где вспоминает жену как первопричину всех своих несчастий... Отличная роль!
- Михаил, ведь стареющая балерина - не первая ваша женская роль? Женские образы создавать интересно?
- Я девочку играл еще в фильме «Все наоборот», потом менял пол в картине «Супертеща для неудачника»... Мне нравится кривляться, а если за это еще и деньги платят - прекрасно. Но играть женщин я могу не всяких. Таких женщин, о которых думаю, сыграть не получится, потому что женщины - это же неземные создания. Да и играю я, конечно, не женщин. По Станиславскому - я ведь иду от себя, только отхожу как можно дальше.
- Как вам работалось с Никитой Михалковым на съемочной площадке фильма «12»?
- У него было очень много работы. Почти каждый день в течение полутора месяцев, с утра до позднего вечера. И не только съемки, но и репетиции. В той компании у меня были прекрасные партнеры. Я среди них был самым младшим.
- Вы активно снимаетесь в сериалах. Порой кажется, никому не отказываете...
- Если не совсем уж туши свет, чего отказываться. У меня работа такая.
- А в театре играете все меньше!
- Не сказал бы. Есть такой спектакль «Мошенники», я там пять ролей играю, одна из них, кстати, женская. По четыре-пять спектаклей в месяц плюс «Шарманку» - раз-другой.
- В фильме «Жесть» есть эпизод, где вы мчитесь на авто, ну просто как Шумахер!.. Действительно так хорошо водите машину?
- Вожу неплохо, но в «Жести»... Там сложная технология, я действительно был за рулем, но он был... ненастоящий, хотя мы реально мчались со скоростью 150 километров в час. Все это придумал опытный гонщик Виктор Иванов вместе со своим сыном Мартином, дважды чемпионом Европы по параллельным гонкам. Мартин дублировал Мэта Деймона в «Превосходстве Борна», получил приз года американской киноакадемии. Он ас, я таких гонок не видел в российском кино. Рад, что и сам в них поучаствовал, хотя и рулил без руля!
- Кстати, когда вы в «Жести» рулите без руля, вы еще и забавно поете «Город золотой» из репертуара Бориса Гребенщикова. Сами эту фишку придумали?
- Нет, было в сценарии. Но так совпало, что когда я служил в армии, у меня была кассета - на одной стороне «Аквариум», на другой - группа «Мухоморы». И песню «Город золотой» до сих пор помню наизусть.
- Недавно вы снялись со своим сыном Николаем в фильме-сказке «Книга мастеров». Довольны, что и младший сын выбрал актерскую стезю?
- Конечно. Старший, Никита (ему 21), снялся уже в семи или восьми картинах. Коля в свои 18 поступил на актерский факультет в ГИТИС. А еще же две дочки подрастают. Не знаю, правда, чем они захотят заняться в жизни.