Российская казна не одинока в стремлении поддержать кино - эту индустрию дотируют во всей Европе. Но доля госсредств в бюджетах фильмов сильно разнится в зависимости от страны.
По датскому пути
К примеру, французский Национальный центр кинематографии обеспечивает только 7,4% затрат на общее производство фильмов, на это расходуют 96 млн. евро (4,3 млрд. руб.) в год.
В свою очередь Датское королевство обеспечивает за счет казны 40% бюджетов художественных фильмов - оно тратит 48 млн. евро (2,1 млрд. руб.) в год. Государственный Датский институт кинематографии почти полностью контролирует индустрию: ежегодно в этой стране выходят 30 полнометражных фильмов, четыре из пяти сняты за счет бюджета.
В России снимают втрое больше кино, чем в Дании. Даже в кризисном 2009 г. отечественные режиссеры выпустили 98 картин. Обычно дотации составляют треть бюджета фильма и распределяются на 90% снятых в стране фильмов.
В итоге уходит изрядная сумма: в прошлом году производство лент обошлось бюджету в 3 млрд. рублей. Это сравнимо с кинорасходами других крупнейших европейских стран. Проблема в том, что наш бюджет тратит средства не слишком эффективно. Треть кинолент, снятых в прошлом году, легла на полку. Девять десятых фильмов, которые вышли в прокат, - провалились. Причем половина из них не окупила даже тех средств, которые потратили на печать копий для кинотеатров.
Вот бы нам присмотреться к европейскому опыту! Например, в Дании до проката не доходят менее 10% субсидируемых фильмов. Режиссеры, не доснявшие ленты, обязаны вернуть гранты. В Германии две трети поддержки кино идет не из федерального бюджета, а через региональные фонды. Во Франции наладили систему страхования кино: на страховку тратят до 20% бюджетов фильмов, зато в случае провала средства возвращаются инвесторам.
Но российские киночиновники пошли своим путем. На словах Минкульт регулярно вспоминал о коммерческой эффективности. На деле - не предпринимал ничего. В итоге - допрыгался.
С одной стороны, в 2010 г. на отечественный кинематограф пролился золотой дождь. Госфинансирование увеличили до 3,6 млрд. рублей.
С другой стороны, на этот денежный поток назначили нового стрелочника. Раньше все средства распределяло Министерство культуры, теперь ему оставили только экспериментальное и мультипликационное кино, на которое потратят 850 млн. рублей. Оставшиеся 2,8 млрд. руб., которые выделены на «коммерческие фильмы», будет распределять Федеральный фонд социальной и экономической поддержки отечественной кинематографии.
Перетягивание бюджета
Что это за организация? Госфонд учредили еще в 1995 г., но до сих пор он почти ничем не отметился в кинематографе. Впрочем, скоро все изменится. Кому давать деньги - решает попечительский совет фонда. Этот совет состоит из далеко не последних людей. Во главе - зампред правительства Александр Жуков, за идеологическую составляющую отвечает первый зам. руководителя администрации президента Владислав Сурков.
Кроме чиновников в совете заседают... крупные бизнесмены. Например: председатель совета директоров АФК «Система» Владимир Евтушенков. Какое отношение имеет к кино «сотовый олигарх»? Оказывается, «Системе» принадлежит кинокомпания «Всемирные русские студии». Ее последний кинопроект - комедия «Антидурь», в которой снялся Владимир Турчинский, - провалилась в прокате. При бюджете в 5 млн. долл. она собрала только 1,4 млн. долларов.
Другой видный представитель бизнеса в фонде - советник председателя совета ЗАО «Трансмашхолдинг» Сергей Толстиков. Его компания производит вагоны, а на выручку спонсирует кинематограф. Самый известный фильм, снятый с участием «Трансмашхолдинга», - «Папа», режиссерский дебют Владимира Машкова. Он тоже не окупился в прокате.
Наконец, в совет вошел председатель Союза кинематографистов РФ Никита Михалков. Помимо прочего он - создатель киностудии «Тритэ». Она известна тем, что потратила 12 млн. долл. на фильм Владимира Хотиненко «1612». В прокате эта картина собрала вдвое меньше...
С такими коммерческими успехами становится ясно, что госфинансирование не помешает самим членам попечительского совета. По самым оптимистичным подсчетам, если они перетянут бюджет на собственные студии, из 250 российских кинокомпаний госсредства получат не более 20. Остальным придется идти с протянутой рукой на федеральные телеканалы. Именно они в России - главные негосударственные спонсоры кинематографа.