Кризисы Владимира Войновича
15 сентября 2009, 16:47 [«Аргументы Недели», Андрей Князев ]
- Как Вы относитесь к кризису, как его преодолеваете?
- У меня в жизни было много кризисов, - смеется писатель. - И поэтому этот я особо не выделяю. В целом, кризис помогает человеку быть активным, преодолевать трудности, тем самым закаляя характер.
- Что в жизни главное, ради чего стоит жить?
- Жить стоит ради самой жизни. И главный двигатель всех человеческих исканий - любопытство.
- Почему Ваши произведения так редко экранизируются?
- Я был бы рад, чтобы мои книги экранизировались гораздо чаще, и написанное мною "оживало" бы на теле- и киноэкранах. Но ничего с собой поделать не могу - слишком требовательно и серьезно отношусь к сценариям, вот режиссеры и продюсеры попросту не хотят со мною связываться. Я бы не стал навешивать на них ярлыки бездарных или слабых. Они ленивы, не хотят что-то творчески переосмысливать, действуют по одним и тем же стереотипам. Поэтому, когда мне предлагают из романов или повестей сделать сценарий к фильму, я не могу с ними согласиться.
- Правда, что к своему самому известному герою – Ивану Чонкину - Вы относитесь как к своему сыну?
- Да, и если бы мне пришлось выбирать какое-либо свое произведение для школьной хрестоматии, то я бы предложил избранные главы из книг о Чонкине. Но иногда сомневаюсь - а надо ли это школьникам? Когда я еще не был писателем, я книги читал взахлеб. Но сейчас перечитывая книги, не получаю такого удовольствия, потому что думаю о том, как бы я переписал ту или иную книгу молодого автора. И еще, истинное удовольствие я получаю от старых книг, таких как "Капитанская дочка" или "Как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем", читаю Людмилу Улицкую и Людмилу Петрушевскую, из современных и молодых - Андрея Геласимова и Павла Санаева. Иногда их хочется переписать.
- А классику вам не хочется переписать?
- Ни в коем случае! Нельзя классику переписывать. Иногда в школе учат - учат зубрить, а после этого вообще ничего не хочется учить, а главное у детей отбивают любопытство. А любопытство - это главный двигатель человеческих исканий и развития цивилизации
-О вас говорят как о человеке, который не меняет своих убеждений.
- Я очень не люблю людей, которые вообще не имеют убеждений, на мой взгляд, стыдно менять свои убеждения. Но иногда можно менять - не из корыстных соображений, конечно. Потому что некоторые правдолюбцы, при всем моем уважении к ним, не всегда умные люди.