Аргументы Недели Иркутск → Криминал № 34(931) 28 августа – 3 сентября 2024 13+

Мошенники не угомонятся, и в Бурятии жертв аферистов по-прежнему хоть отбавляй

, 11:09

Мошенники не угомонятся, и в Бурятии жертв аферистов по-прежнему хоть отбавляй

Жители Бурятии продолжают попадаться на удочку мошенников, которые используют самые разные способы выманить деньги у населения. Полиция и прокуратура не устают предупреждать граждан об этих способах. Но даже если у людей вырабатывается насторожённость на типовые уловки (хотя, сомнительно, что вырабатывается! ), аферисты придумывают все новые. Что уж говорить о простых смертных, если даже звезды российской эстрады попадают впросак.

Жители Бурятии, вместе со всей страной, запоем читали новости об известной российской певице, которая продала свою шикарную квартиру в Москве, перевела на «безопасные счета» почти 200 миллионов рублей, а теперь отказывается съезжать и впускать новых жильцов. У людей, как будто бы и все документы на руках, но женщина все не готова поверить, что тоже стала жертвой аферистов.

Впрочем, как и куча не особо знаменитых (но всё же печально ославившихся из-за своей доверчивости) жителей Бурятии. В республике с начала года жертвами интернет-преступников стали 1 823 человека, в том числе 52 за последнюю неделю. Все вместе они отдали аферистам почти полмиллиарда рублей — 427,8 миллионов, если быть точными. За неделю жители Бурятии лишились 16,5 миллионов рублей «кровно заработанных». Мошенники продолжают обманывать граждан в социальных сетях, на интернет-сайтах, при этом зачастую используют мессенджеры, представляются сотрудниками банков, полицейскими, представителями инвестиционных компаний.

Обманывая граждан, они сообщают, что произошло снятие денег, оформлен кредит, взломан личный кабинет, предлагают дополнительный заработок. Только за одни сутки в Бурятии зарегистрировано 15 преступлений с использованием IT-технологий. Четыре из них связаны с неправомерным доступом к компьютерной информации. Речь идет о взломах портала госуслуг аферистами, представляющимися сотрудниками операторов сотовой связи, страховых и медицинских организаций, Пенсионного фонда. Так, в Управление МВД России по Улан-Удэ поступило заявление от 55-летней женщины, обманутой лже-работницей страховой компании. Звонившая сказала, что нужно заменить просроченный медицинский полис, попросила передать ей коды из смс, поблагодарила за сотрудничество и сообщила, что она только что взломала ее личный кабинет государственных услуг и может легко оформить на её имя кредит.

В похожей ситуации оказался и 56-летний житель Мухоршибирского района, которому звонил «сотрудник компании сотовой связи». Коды ему понадобились якобы «для продления договора абонентского обслуживания». Потом якобы сотрудник Центробанка сообщил, что его портал госуслуг пытаются взломать, и чтобы спасти деньги, нужно написать заявление на имя «руководителя службы прав потребителей и обеспечения доступности финансовых услуг Банка России» и отправить его через мессенджер. Для большей убедительности прислали видеоотчет, где «должностное лицо» проставляет на его бланк гербовую печать. А потом сказали, что теперь можно перевести деньги на «безопасные счета», и мужчина отдал им 500 тысяч рублей.

Часто мошенникам удается поймать людей на желании подзаработать. И чаще всего на такие приманки попадается не какая-то неопытная молодежь, а взрослые, солидные и здравомыслящие граждане. Жертвой мошенников стала недавно врач из Улан-Удэ — ей через мессенджер поступил звонок от якобы финансового консультанта Ивана Александровича, который предложил дополнительный заработок, а именно на инвестициях. Она откликнулась на предложение, после чего ей позвонил неизвестный, который рассказал об условиях инвестирования. В качестве первоначального взноса женщине требовалось заплатить 500 тысяч рублей, что она и сделала, предварительно оформив на данную сумму онлайн-кредит. Потом «Иван Александрович» снова позвонил женщине и уговорил ее вложить еще денег, что та и сделала. В итоге потеряла больше полумиллиона рублей, найти и вернуть которые будет почти невозможно. В пресс-службе МВД по РБ сообщили, что пострадавшая работала врачом в одной из больниц Улан-Удэ, принимала участие во всех профилактических мероприятиях полиции, знала о мошеннических схемах, но все равно доверилась убедительному «Ивану Александровичу».

Не прочь была получить немного денег на инвестициях и жительница отдаленного северного Баунтовского эвенкийского района. Начиналось все как обычно: нашла в интернете объявление о заработке на инвестициях, написала заявление, ей позвонили, предложили вложить денег, потом еще немного и еще. Когда женщина захотела вывести средства со счетов, аферисты вынудили ее написать письмо в «Министерство финансов», откуда ей поступило фейковое письмо с правилами вывода средств с таких сайтов. Там говорилось, что нужно внести на счет 100% уже внесенных туда средств. Женщина взяла кредит, в надежде вернуть деньги и закрыть кредит в ближайшее время, потом еще один кредит. Только увидев уже общую потерянную сумму, а это 5 миллионов 118 тысяч рублей, женщина поняла, что стала жертвой мошенников и пошла в полицию. Там призналась, что не была на профилактических беседах, но о мошеннических схемах была осведомлена. Только вот не думала, что сама может стать жертвой мошенников. Здесь, чтобы обезопаситься, гражданам предлагают сходить в банк и написать самозапрет на взятие онлайн-кредитов: так и на вас никто не сможет оформить займ и вам самому для этой же цели придется пойти в банк. Пока идете, успеете подумать, зачем вы это делаете и не становитесь ли вы прямо сейчас жертвой мошенников. Плюс банковских служащих тоже обучают распознавать — берет ли человек кредит добровольно или по указке мошенников, и в сомнительных случаях могут отговорить от такого опасного кредита.

Как рассказал в августе врио начальника управления МВД России по Улан-Удэ Григорий Смирнов, сотрудники полиции в Улан-Удэ вместе с банковскими служащими пресекли попытки интернет-мошенников украсть 47 миллионов рублей у жителей города с начала года. И сделать это удалось именно благодаря взаимодействию полицейских с банками. «У нас налажено полное взаимодействие с сотрудниками банка. В случае, если менеджеры выдают кредиты на сумму более 300 тысяч рублей, они сразу же проводят с клиентом разъяснительную беседу. Если фиксируются подозрительные схемы, сотрудники банка приглашают полицейских и те пресекают процедуры перевода», — отметил Смирнов.

Но как правило, говорят специалисты, люди просто не думают, что именно до него доберутся мошенники, люди не ждут подвоха, а беда приходит в самый неподходящий момент и с неожиданной стороны. Так, мужчину в Улан-Удэ «кинули на деньги» при помощи его бывшего телефонного номера, которым он перестал пользоваться целых 7 лет назад. В Управление МВД России по Улан-Удэ с заявлением обратился 58-летний горожанин. Он рассказал, что ему позвонил менеджер одного из банков, где мужчина несколько лет назад брал и погасил кредит. Специалисты кредитного учреждения поинтересовался, собирается ли он отдавать новый кредит. Установлено, что в мае кредит на сумму почти 800 тысяч рублей был оформлен на мужчину через мобильное приложение банка, привязанное к старому номеру телефона. Номер за эти годы сменил несколько владельцев — операторы связи блокируют неиспользуемые номера спустя несколько месяцев, затем перепродают другому человеку и так по кругу. А потом аферисты оформили по этому номеру кредит. Деньгами они распоряжались через личный кабинет потерпевшего: покупали продукты питания в Казани, расплачивались на заправке в Новосибирске, переводили денежные средства в Ростовскую область, конвертировали деньги в иностранную валюту и отправляли переводами в страны СНГ, снимали наличные. В полиции возбудили уголовное дело по статье о мошенничестве, но перспективы не особо радужные. Здесь у специалистов один совет: если перестаете пользоваться номером мобильного телефона, отключайте банковские сервисы, привязки к личным кабинетам в социальных сетях и на почтовых аккаунтах. «Мошенники, заполучив ваш прежний номер телефона, путем несложных манипуляций могут получить доступ к личным кабинетам, где не была произведена смена номера телефона», — отмечают в МВД Бурятии.

Иногда за необдуманные поступки граждан отвечают сотовые операторы. Так, в производстве следственного отдела ОМВД России по Заиграевскому району находилось уголовное дело по краже у мужчины полумиллиона рублей. Ему позвонили «из правоохранительных органов» с подменного номера неизвестные граждане, по указке которых он перевел на «безопасный счет» 479 тысяч рублей. С заявлением мужчины разбирается полиция, а прокуратура между тем наказывает сотовых операторов. За то, что не прервали звонок с подменного номера: по постановлению прокурора района оператор связи привлечен к административной ответственности по ч. 1 ст. 13.2.1 КоАП РФ (неисполнение оператором связи обязанности по передаче в неизмененном виде абонентского номера). Его оштрафовали на 500 тысяч рублей и это далеко не первый такой случай: штрафы в 500–600 тысяч рублей сотовым операторам выписывают периодически по всей стране.

А в преддверии нового учебного года появился еще один мошеннический тренд: мошенники вовсю подделывают сайты с распродажами школьной формы и других товаров для учебы. Как сообщает МВД России, мошенники рассылают ссылки на такие ресурсы в мессенджерах и социальных сетях с помощью сервисов таргетированных рассылок. Ничего плохого не ожидающие родители, которые еще не подготовились к новому учебному году, проходят на эти сайты и добавляют в корзину одежду, рюкзаки и тетради с хорошими скидками. Потом оплачивают покупки, но никаких товаров не получают, не видят больше и денег — все они уходят мошенникам. Сотрудники полиции призывают граждан быть бдительными, совершая сделки купли-продажи товаров посредством сети интернет. Необходимо помнить, отмечают в полиции, что любая покупка в интернете должна быть тщательно проверена. Лучше отказаться от сомнительной сделки и сохранить свои деньги, чем стать жертвой злоумышленника. Тщательно нужно проверять и сайты, на которых планируется совершить покупку, отмечали ранее специалисты Роскомнадзора.

«Проверяйте оригинальность домена известного интернет-магазина. Как правило, мошенники регистрируют похожие на настоящий сайт домены, чтобы ввести покупателя в заблуждение и используют логотипы известных брендов, которые участвуют в акции. Проверяйте наличие SSL сертификата. На страницах с вводом и передачей личной информации пользователей сайты используют шифрование SSL «https://». Если сайт банка или магазина начинается на «http://», это повод усомниться в оригинальности страницы, — советовали ранее в РКН. — Также должно насторожить различие структур страниц с оригинальным сайтом и подозрительные платежные формы. Нужно просмотреть страницы на наличие ссылок: если при клике на них вы переходите на страницу с ошибкой или на страницы, которые не похожи оригинальный ресурс, значит, вы попали на фишинговый сайт. Проверяйте сайт также и на наличие пользовательского соглашения, политики конфиденциальности и контактов. Согласно российскому законодательству, при сборе и обработке личной информации сайты обязаны размещать правовую информацию, с которой может ознакомиться пользователь».

Также при получении рекламных рассылок или демонстрации рекламы в мессенджерах и социальных сетях граждан просят не переходить сразу по ссылкам в постах, которые посвящены скидкам и акциям. Даже если подобная информация размещена на страницах ваших знакомых, сначала лучше проверить надежность ссылки, например, в одном из поисковиков.

В контексте

И госархив — не гос и не архив

«Теперь мошенники прикрываются Госархивом», — проинформировала недавно пресс-служба ВТБ. Специалисты банка фиксируют всплеск мошеннической активности по такой схеме.

Мошенники сразу усыпляют бдительность пользователя, используя не имеющую отношения к деньгам государственную организацию. От имени сотрудника Госархива они сообщают, что хотят отправить адресату невостребованные письма, но все данные об отправителях утеряны. Мошенники предлагают получить письма в удобном отделении МФЦ или Почты России и выбрать дату, время для онлайн-записи, чтобы клиент не ждал свою очередь. Затем на мобильный телефон жертвы приходит СМС с цифровым кодом — мошенники просят озвучить его, торопят собеседника, чтобы он озвучил секретную информацию. Как только жертва сообщает ее, мошенники могут легко получить доступ к цифровым сервисам, включая Госуслуги и онлайн-банк, и вывести деньги или оформить кредиты.

«Звонок от представителя Госархива вряд ли покажется кому-то опасным, именно поэтому мошенники выбирают облик максимально удаленного от финансов и денег сервиса. В данном случае может прийти на помощь определитель номера, который показывает полезные звонки из реальных ведомств, а также отмечает мошенников и спам уже во время входящего вызова. Особенно это полезно для людей, которые мало знают о цифровой безопасности и рассчитывают на дополнительную защиту», — подчеркнул Никита Чугунов, старший вице-президент ВТБ, руководитель департамента цифрового бизнеса.

ВТБ предупреждает, что наиболее эффективной мерой борьбы с хищениями остается бдительность — задачей мошенников является получение персональных секретных данных, которые может знать только потенциальная жертва. Поэтому, в первую, очередь, нельзя допускать общение с вероятными злоумышленниками. Фильтровать входящие звонки, в том числе через мессенджеры можно с определителем номера — сервис показывает опасные номера с пометкой о мошенниках или спаме. В телефонной беседе или при переписке в интернете не забывайте, что мошенники могут переписываться от имени ваших друзей, коллег и близких, а также звонить от имени ведомств, правоохранительных органов и социальных организаций.

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram