Аргументы Недели → Криминал 13+

На кого работают «черные лесорубы» и почему им не мешают чиновники?

, 09:03 ,

На кого работают «черные лесорубы» и почему им не мешают чиновники?
freepik.com

Помните лозунг советского времени: «лес — наше богатство, берегите его!»? При нынешнем диком капитализме некоторые воспринимают его буквально. Считая богатством собственным и обогащаются на его вырубке. В лесной отрасли тесно переплелись криминал, бизнес и власть. Примеров за последние десятилетия этому немало. Один из крайних (увы, как думается, не последних) — уголовное дело по факту вырубки лесного массива в Иркутской области.

В Иркутской области лесозаготовка всегда была прибыльным бизнесом. В 1990-х одной из первых этим заинтересовалась крупная ОПГ из Братска. За контроль над предприятиями велись настоящие криминальные войны. К 2014-му, отмечают местные, в регионе творился «полный беспредел»: вырубали где хотели. «Кругляк» сдавали в лесоприемные пункты, число которых стихийно выросло до трех тысяч. На народном достоянии наживались новые ОПГ. В основном древесина шла в Китай.

Причем рубили и рубят «безбожно», прикрываясь как бы законными основаниями: под видом больных деревьев вырубают и продают крепкие здоровые деревья, в том числе и элитные кедры. Как говорят общественники, санитарные рубки — лишь одно из многочисленных прикрытий нелегального освоения леса. Естественно (что и ужасно), что подобные вещи не могли проходить без помощи чиновников. К примеру – одна из «схем». Минлеском проводит тендеры на аренду участков с так называемыми эксплуатационными лесами, на конкурс заявляются два участника: одна фирма — подставная, а вторая — учреждена теми, кто близок местной администрации, а в итоге компания с уставным капиталом десять тысяч рублей, без спецтехники и с одним сотрудником в штате выигрывает аукцион и получает огромную территорию по заниженной стоимости — 29 рублей за кубометр древесины. Затем сдает участок в субаренду уже по цене от 600 до тысячи рублей. При этом на субарендованных лесосеках часто работают вчерашние «черные лесорубы». Или какая-нибудь связанная с властями фирма выигрывает аукцион на аренду, например, десяти гектаров леса, а позже к договору делают дополнительное соглашение еще на 100 гектаров и все это сотрудники министерства оформляют уже без торгов... Нередко за некоторыми небольшими ООО стоят очень влиятельные люди.

Местные власти рапортуют о сокращении нелегальных вырубок, но лесники и общественники уверены: ситуация в регионе почти не изменилась. А ущерб государству от незаконной добычи леса в Иркутской области за несколько лет превысил 40 миллиардов рублей. Кстати, вырубка возможно и сократилась, но в основном потому, что вырубили всё, до чего сумели дотянуться.

«Не скажу за других, а у нас в районе нелегальная вырубка сократилась только потому, что пилить больше нечего. Сейчас жалкие остатки валят на законных основаниях, хотя, на мой взгляд, уже давно пора прекращать: одни пни кругом», — приводит слова главы сельского поселения Раздолье Сергея Добрынина «РИА Новости».

В Усольском и соседнем Черемховском районах лес рубят множество фирм, арендующих участки у государства. На одном из них уже третий год лежат несколько тысяч кубометров древесины — вещественные доказательства в уголовном деле. Сырье арестовали и запретили вывоз. Трехметровые штабеля «кругляка» гниют, а проштрафившиеся коммерсанты продолжают работать на соседних делянах.

Остановят ли криминальных хапуг или всё так и будет продолжаться «до последнего дерева»? Временами "криминальных лесорубов" всё же отлавливают, но пока искоренить это явление полностью, как видно, не удаётся. А пока в Приангарье возбудили очередное уголовное дело о незаконной вырубке леса. По версии следствия, одна из организаций, название которой в сообщении не раскрывается, под видом санитарно-оздоровительных мероприятий при по уборке последствий ветровала в Киренском районе провела незаконную вырубку леса. 64 гектара. Прикрылись благими намерениями — обещали убрать последствия урагана в тайге, а на самом деле взялись валить сосны, лиственницы, берёзы и осины. 3600 сосен, 20 лиственниц, 16 берёз и 1 осина. Размер ущерба превысил «скромные» для этого вида обогащения 69 миллионов рублей.

Стоит отметить, что вырубка произошла ещё в 2023 году, но в уголовное дело это вылилось только сейчас.

Кстати, эксперты отмечают, что то, что происходит в Приангарье не единично. Они говорят, что незаконная вырубка леса процветает во многих регионах страны, богатых лесными массивами....

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram