Телефонные мошенники за прошлый год выманили у жителей Иркутской области более 2 млрд рублей. Огромная сумма, это половина годового бюджета такого города, как Черемхово. Уже из каждого утюга звучат призывы: вас обманывают, не верьте! В муниципальном транспорте, в банках вывешены памятки с перечнем уловок, которые чаще всего используют мошенники. СМИ, сарафанное радио ежедневно сообщают о все более нелепых и все более масштабных историях отдачи невесть кому нажитого непосильным трудом, а чаще — взятого в банках.
Разумеется, наши граждане отнюдь не столь богаты, сколь легковерны. Это только в отчетах чиновников средняя зарплата в области более 70 тысяч рублей. На деле жертвы мошенничества чаще всего не имеют огромных сбережений, а, следуя указкам по телефону, набирают кредиты. Статистика показывает — обманутыми становятся люди всех возрастов и профессий.
О том, что ситуация уже стала критической, свидетельствует масштаб происходящего массового обмана. В Приангарье каждое четвертое преступление — дистанционное мошенничество или кража при помощи современных средств связи. Это официальные данные Главного управления МВД России по Иркутской области.
За первые три месяца 2024 года мошенники обманули 1200 жителей Иркутской области, что на 100 человек больше, чем годом ранее. Вдумайтесь в эту цифру: каждый день находится как минимум три жертвы, расставшихся с деньгами. За первый квартал у наших земляков похищено 376 млн рублей. За аналогичный период прошлого года эта цифра была меньше — 237 млн руб. Можно сделать вывод — несмотря на то, что явление не новое, критическое отношение в обществе относительно подозрительных звонков так и не сформировалось.
Всего за 2023 год телефонные и интернет-преступники похитили у жителей региона свыше 2 млрд рублей. Для сравнения, по всей России похищено 16 млрд руб. Пугающая цифра — эти два миллиарда, оказавшиеся вдруг «лишними» в чьих-то карманах из-за рассеянности, доверчивости, да и банальной глупости. Главный вопрос — неужели люди настолько не интересуются происходящим вокруг? Ведь новости о мошенниках сейчас можно услышать из любого информационного источника, начиная от соцсетей, заканчивая банальным телевидением.
И нет же, народ всё продолжает спонсировать аферистов. А ведь для надувательства мошенники даже никаких технических чудес особо не изобретают. Никто не пытается дистанционно взломать телефон, приложение банка или счет в нем. Ловкачам достаточно лишь позвонить и на удачу попасть на абонента с нулевой подозрительностью или излишней ответственностью, когда им якобы некий полковник/подполковник предлагает поучаствовать в тайной спецоперации по разоблачению — внимание! — мошеннической схемы, о которой, понятно, НИКОМУ, ни жене, ни свату, ни брату ни гу-гу до окончания операции.
Преступники представляются попавшими в беду родственниками, банковскими работниками, сотрудниками правоохранительных органов (следователями, оперативниками, прокурорами), работниками сайта Госуслуги, Пенсионного фонда, «инвестиционными помощниками», сотрудниками компаний сотовой связи и другими должностными лицами.
В ряде случаев преступники используют граждан, как правило студентов или таксистов, для сбора денег. Курьер или «дроппер» — это самое низшее звено в схеме дистанционного обмана. В абсолютном большинстве случаев в течение суток их задерживают сотрудники уголовного розыска.
В прошлом году полицейские региона задержали 57 таких курьеров. Получив от преступников всего несколько тысяч рублей (заработок курьера составляет от 3% до 10%, каждый из них стал фигурантом уголовного дела, наказание за которое — реальное лишение свободы. В этом году задержано уже 30 курьеров мошенников.
А вот сами злоумышленники, организаторы схем обмана, как правило, остаются безнаказанными. Боятся они только одного — что люди научатся «включать мозг» и вовремя «снимать лапшу» с ушей. Будем надеяться, что несколько ярких ситуаций, приведенных нами в качестве примера обмана, хоть у кого-то задержатся в памяти и «при случае» будут полезны.
Ущерб относительно небольшой, но схема аферы оказалась оригинальной. Житель Братского района попался на уловки мошенников, пытаясь починить свой автомобиль. В апреле мужчина сдал в сервисный центр в Братске свою машину для диагностики неисправностей и уехал по своим делам. Через какое-то время ему позвонил лжеменеджер и попросил оплатить ремонт иномарки. Автовладелец перевел незнакомцу 18,5 тыс. рублей, после чего отправился на СТО. Там клиенту выставили сумму всего в 5 тыс. рублей и сказали, что никакой платы они не получали. Как выяснили полицейские, злоумышленник позвонил в автосервис под видом клиента и попросил продиктовать номер телефона, который он якобы оставил для связи. Услышав 11 цифр, аферист поинтересовался предварительной стоимостью услуги, после чего попросил записать другой номер — с которого звонил. Затем мошенник связался с настоящим клиентом и, под видом сотрудника СТО, выманил у своей жертвы денежные средства.
А вот история из Тулуна, где мошенники «нагрели» 58-летнюю местную жительницу, учителя по профессии. В одном из мессенджеров с аккаунта директора школы ей поступили сообщения якобы о том, что у них в учебном заведении ожидается проверка, и скоро ей должен позвонить «проверяющий». Через какое-то время «директор» в сообщении отправила электронный документ, в котором указано, что учительница обвиняется в терроризме, мошенничестве, а также спонсировании запрещенных организаций. Затем ей поступил звонок от лжесотрудника правоохранительных органов, который проинформировал о вероятной опасности уголовного преследования. Он убедил женщину срочно переводить деньги на «безопасный счет».
Испугавшись, что мошенники оформят на нее кредиты, тулунчанка сама взяла по указаниям звонивших в кредит 2 млн рублей (интересно, под какую зарплату банки дают такие займы?). Затем мошенники вызвали ей такси до банка в городе Братске. Преодолев 200 километров, женщина осуществила перевод денег на указанные счета злоумышленников. Потерпевшую едва не убедили взять еще один займ, однако ее банковскую карту вовремя заблокировала финансовая организация из-за совершенных подозрительных операций. Позже полицейские установили, что аккаунт директора был взломан.
Приведем еще одну распространенную схему. Больше миллиона рублей перевела мошенникам повар из Усолья-Сибирского. Пытаясь разбогатеть на инвестициях, 53-летняя усольчанка набрала кредитов и заняла крупную сумму у родственников. Следователю женщина рассказала, что ей в мессенджер поступил звонок от «аналитика» брокерской фирмы. Мужчина предложил быстрый и легкий заработок. Согласившись, женщина установила несколько приложений и произвела первые переводы денежных средств.
Финансовый консультант охотно учил новоиспеченного инвестора основам торговли и для убедительности «вывел» первый заработок в размере 40 тыс. руб., которые поступили женщине на личную карту. Пытаясь добиться успеха в инвестировании, потерпевшая заняла у родственников 230 тыс. руб., а также оформила кредиты в двух банках. Всего женщина перевела «лжеинвесторам» около 1,2 млн руб. После того, как аферисты перестали выходить на связь, усольчанка наконец поняла, что ее обманули.
История из Шелехова, где 74-летняя пенсионерка поверила звонившим «операторам сотовой связи», которые убедили ее переоформить сим-карту своего умершего мужа. После проведения финансовых операций, она поняла, что ее обманули. Но им предшествовала длинная цепь разговоров невесть с кем и многочисленных манипуляций на телефоне. Женщине позвонил незнакомый абонент и под видом лжеоператора уговорил установить приложение, перейдя по ссылке. Пенсионерка не сразу поверила звонившему, однако мужчина ее успокоил тем, что никакие личные данные говорить не нужно. После выполненной операции на телефон жертвы начали поступать смс с кодами. Злоумышленник получил дистанционный доступ к экрану ее смартфона. Вслед за лжесотрудником потерпевшей поступил звонок уже от «специалиста техподдержки государственной структуры». Девушка сообщила, что, поддавшись на уговоры о замене данных абонентского номера, шелеховчанка попала в руки мошенников, у которых теперь имеется доверенность на выполнение любых финансовых операций от ее имени. На экране смартфона жертве показали документ с электронной подписью и попросили следовать инструкциям очередного «специалиста», чтобы сохранить сбережения. Далее все пошло по стандартной схеме. Обманутая бабушка сняла несколькими суммами со счета накопленные 2 млн рублей, которые отправила на указанные аферистами реквизиты через разные банкоматы города. Затем ее убедили также взять кредиты в двух банках. После чего пожилая женщина перевела злоумышленникам еще около 600 тыс. руб. Через какое-то время «помощники» перестали выходить на связь.
Родителям подростков, делающих первые самостоятельные шаги в мире финансов с помощью собственной банковской карты, также стоит быть осторожными. В России начала распространяться схема, при которой молодым людям неизвестные предлагают купить их банковские карты или предоставить их в аренду. Суммы предлагают заманчивые. Только вот молодежи стоит объяснить, что делается это с целью использовать карты в мошеннических целях — переводить на них украденные деньги, а затем обналичивать. Официальный владелец карты в этой схеме становится участником противозаконной деятельности. Родителям необходимо предупредить детей о рисках.
Бдительнее надо быть, бдительнее. Вспоминается, что в 90-е, когда страну захлестнул вал афер и мошенничеств, люди в массе своей были подозрительнее, чем сейчас. И правильно делали. Да, с тех тяжелых времен прошло три десятка лет, многие расслабились. Государство сейчас лихорадочно ищет способы противостоять массовым мошенничествам — в Госдуме принимают закон, обязывающий банки останавливать или возвращать подозрительные переводы. Но все же полностью остановить разгул телефонного обмана получиться лишь только после того, как люди поумнеют. Вот только когда это произойдет?
А пока органам власти, полиции и СМИ только и остается, что на полную мощь включать рупор пропаганды — авось граждане начнут-таки умнеть на чужих ошибках.