В Иркутском областном суде начнётся рассмотрение уголовного дела бывшего адвоката
№ () от 30 сентября 2022 [«Аргументы Недели Иркутск», Александр Потапов ]
Приангарье вновь заявляет о себе, как о регионе с дурной и очень специфической криминальной характеристикой. В областном суде уже в этом месяце начнется рассмотрение потенциально затяжного и весьма скандального уголовного дела очередного так называемого извращенца. По версии следствия, под маской благообразного адвоката, бывшего сотрудника прокуратуры, на протяжении 15 лет скрывался преступник, «специализировавшийся» на сексуальных преступлениях в отношении несовершеннолетних. Всего обвиняемому вменяется 40 различных эпизодов.
Ангарский маньяк Михаил Попков, Тулунский — Павел Шувалов. Окажется ли вскоре в их «компании» житель Балаганска? В октябре иркутский областной суд приступит к рассмотрению уголовного дела в отношении Алексея Торопа, члена областной коллегии адвокатов. Он обвиняется в причастности к серии из 40 преступлений, в числе которых изнасилования и убийства.
В голове не укладывается — самой младшей его жертве было 12 лет, а одно из совершенных им еще в 2007 году преступлений в отношении несовершеннолетней школьницы он сам же и расследовал, находясь в статусе сотрудника прокуратуры.
Расследование уголовного дела в отношении адвоката Балаганского филиала Иркутской областной коллегии адвокатов Алексея Торопа сотрудники следственного комитета России по Иркутской области завершили. Адвокат обвиняется в совершении почти 40 различных преступлений, среди которых 30 эпизодов, предусмотренных ст. 240.1 УК РФ (получение сексуальных услуг несовершеннолетнего), восемь эпизодов относящихся к ч.ч. 3,4 ст. 131 УК РФ (изнасилование), и п. «а» ч. 3 ст. 132 УК РФ (насильственные действия сексуального характера, совершенные в отношении несовершеннолетней), а также в одном убийстве, совершенном группой лиц по предварительному сговору, сопряженном с изнасилованием.
Расследование велось на протяжении более двух лет. Объем получившегося уголовного дела составил 52 тома. Представители следствия утверждают, что ими собрана полная доказательственная база, а по делу проведено более 40 различных экспертиз, допрошено свыше 350 свидетелей.
Самое ранее преступление, отношение к которому имеет подозреваемый, датируется мартом 2007 года. Тогда в поселке Балаганск было совершено изнасилование и убийство 15-летней девочки. Поздно вечером 17 марта она вместе с одноклассницами планировала пойти на дискотеку в сельский клуб, но пропала по дороге из дома. На следующий день ее тело со следами насильственной смерти было обнаружено на территории поселка. Эксперты установили, в изнасиловании принимали участие, как минимум, двое мужчин, которые затем задушили школьницу.
Тогда, якобы по горячим следам, задержали местного жителя, ранее отбывавшего срок за аналогичные преступления. Однако дело спустя год пришлось закрыть за недоказанностью причастности к нему задержанного. Более того, выяснилось, что даже первоначальные показания из него пытались банальным образом выбивать.
«Длительное время преступление оставалось нераскрытым. В начале 2020 года благодаря слаженной работе следователей СК, следователей-криминалистов и сотрудников ГУ МВД России по Иркутской области удалось установить личности подозреваемых. Ими оказались двое мужчин, один из которых на момент задержания в августе 2020 года являлся адвокатом Балаганского филиала Иркутской областной коллегии адвокатов. Следователями СК при содействии сотрудников уголовного розыска и СОБР Росгвардии мужчины были задержаны. По местам жительства и работы фигурантов дела проведены обыски, в ходе которых изъяты предметы и документы, имеющие значение для уголовного дела», — уточняют в пресс-службе регионального СКР.
Вторым подельником оказался также местный житель оперуполномоченный Евгений Лац.
Примечательно, что в 2007 году Алексей Тороп являлся сотрудником районной прокуратуры и лично занимался расследованием убийства и изнасилования школьницы. Что еще меньше укладывается в сознании, погибшая девушка оказалась одноклассницей его дочери. Некоторые федеральные СМИ, в частности, Lenta.ru даже выяснили, что Тороп вскоре после этого расследования попросился на пенсию. Формально — по собственному желанию, но, возможно, из-за назревающего скандала: в декабре 2007 года во время допроса он в своем кабинете жестоко избил и изнасиловал местную жительницу, которая в результате забеременела.
Дело бы так и не оказалось раскрытым, если бы в начале 2020 года к иркутским коллегам не приехали несколько следователей-криминалистов Главного управления криминалистики СКР — проверить нераскрытые дела. И, взглянув на материалы свежим взглядом, они обнаружили несколько зацепок, в основном появившихся в последние годы. Дело об убийстве балаганской школьницы возобновили. Криминалисты тщательно изучили материалы уголовного дела и, проанализировав их, сформировали грамотную тактику расследования, дав ряд указаний местным следователям о необходимых действиях и судебных экспертизах. Вскоре следственно-оперативной группе удалось установить подозреваемых.
В этом помогла секретный свидетель — женщина, которая видела, как следователь Тороп и бывший оперуполномоченный местной милиции Евгений Лац вытаскивали из машины тело Анны и перебрасывали его через забор. Свидетельница однозначно опознала обоих: на основании этого 20 августа 2020 года полицейские при поддержке бойцов Росгвардии задержали Торопа и Лаца.
А затем в ходе обысков у задержанных были найдены предметы и одежда, на которых криминалисты обнаружили следы крови, которые пытались замыть, а также другие биологические вещества. Позже генетики определили, что все образцы принадлежат убитой Анне, а также Торопу и Лацу.
Для тех экспертиз, что были в ходу в 2007 году, такие следы остались бы незаметными, но современные исследования и экспертизы позволили их обнаружить и исследовать.
Спустя два дня после задержания Алексея Торопа и Евгения Лаца отправили в СИЗО, при этом оба отказались признавать свою вину. Между тем в ходе обысков у них изъяли телефоны, и в памяти мобильного телефона Торопа эксперты нашли уничтоженные фото. Причем стерты они были буквально накануне задержания: сам Тороп позже признался, что летом 2020 года ему сообщили о том, что он стал подозреваемым по делу об убийстве Анны. Специалисты восстановили уничтоженное — и выяснилось, что адвокат Тороп очень любил маленьких девочек: он не менее 30 раз вступал в интимные отношения с несовершеннолетними.
После его задержания представителям следственных органов удалось собрать доказательства причастности адвоката к совершению целой серии преступлений сексуального характера. В частности, СКР установил, что обвиняемый на протяжении нескольких лет совершал изнасилования женщин, в том числе несовершеннолетних девочек. Самой младшей жертве было 12 лет.
«Известно, что одна из его жертв обратилась к нему как к адвокату за оказанием юридической помощи и была подвергнута насилию», — добавляют в СКР.
В настоящее время уголовное дело с утвержденным прокурором обвинительным заключением направлено в Иркутский областной суд для рассмотрения по существу. Представители регионального Следственного комитета предполагают, что судебный процесс окажется длительным. «В первую очередь, на это повлияет количество эпизодов, вменяемых подозреваемому», — объясняют в ведомстве. Кроме того, Тороп выбрал очень активную линию защиты, утверждая, что стал жертвой оговора и пыток. В свою защиту бывший следователь и адвокат написал большое письмо в СМИ, в котором указал на несколько нестыковок в собственном деле. В частности, по словам Торопа, в день убийства школьницы он был на охоте. Как утверждает экс-адвокат, большинство свидетелей обвинения — это те люди, которых он сажал за преступления, будучи работником прокуратуры. И следователь по его делу якобы специально привлек их — именно для оговора и клеветы.
Известно, что по желанию обвиняемого, дело будет рассматривать коллегия присяжных заседателей. Ее формирование уже началось.
Безусловно, в ближайшие год-два жители Иркутской области, да и всей страны будут следить за очередным резонансным делом. Смогут ли присяжные поверить его оправданиям, покажутся ли убедительными показания секретного свидетеля, не окажет ли на них влияние линия защиты, опирающаяся на «недозволенные методы ведения следствия», особенно на фоне скандалов с пытками в пенитенциарных учреждениях Приангарья? Рассчитываем на торжество справедливости.