«Перечислила мошенникам 2,5 млн рублей…»; «Ангарчанку «развели» на сотни тысяч»; «Больше пяти миллионов рублей за сутки перевели мошенникам жители Иркутской области». Все время, читая подобные новости, я задаюсь вопросом: кто эти «жители» и почему так вроде бы легко и наивно прощаются со своими нажитыми миллионами? Казалось бы, о мошенниках сегодня предупреждают из каждого утюга. Думается: «Меня точно не обманут!». Иллюзия, излишняя самоуверенность, говорят представители МВД. Схемы становятся все изощренней. Мне, кстати, тоже на прошлой неделе звонили из «следственного комитета в Москве» — с подозрительным хохляцким акцентом, не очень хорошо ориентируясь в изощренном скрипте, предлагали спасти мои счета…
Предупрежден не значит защищен
Учитель, работник почты, преподаватель вуза, медик, менеджер по продажам, предприниматель, глава фермерского хозяйства, студент, бухгалтер нефтяной компании, водитель такси, сотрудник банкового сектора и полицейские… Кто только ни попадается на удочку финансовых аферистов.
«Этот перечень можно продолжать. Боюсь, в регламент пресс-конференции не уложимся. Возраст колеблется от 12 до 92 лет. Практика показывает, что среди потерпевших немало людей, отлично ориентирующихся в специфике современных финансовых операций, имеющих высшее образование, занимающих солидные должности. В зоне риска практически любой человек, который обладает денежными средствами, понимает русский язык и способен выполнять те или иные действия под диктовку преступника», — во время встречи с журналистами 30 марта обобщил портрет доверчивых граждан Герман Струглин, начальник отдела информации и общественных связей ГУ МВД России по Иркутской области.
Несмотря на то, что вроде бы широко осведомлены о существующих рисках: советы раздают СМИ, предупреждения транслируют социальные сети, памятки печатают банки и тысячи предупреждений озвучивают родственники со знакомыми, — люди все равно попадают в ловушки и сообщают неизвестным персональные данные. В итоге преступники под чистую списывают денежные средства со счетов и растворяются в виртуальном пространстве, оставляя лишь воспоминания о «вроде бы и не подозрительном голосе» по ту сторону разговора. Номер телефона в истории звонков в поисках утекших миллионов потом вряд ли поможет. Как правило, нынешний «криминал» прекрасно ориентируется в современных технологиях, и мошенники легко подставляют какие угодно номера для отображения в аппарате жертвы.
Правоохранители отмечают значительный рост преступлений, связанных с хищениями посредством IT-решений. В 2020 году в Приангарье, по данным МВД, зарегистрировано свыше 8,5 тысяч таких эпизодов. В минувшем году сотрудниками полиции установлено более 1300 подозреваемых, причастных к IT-преступлениям, раскрыто свыше 1500 преступлений.
Доля так называемых бесконтактных краж и мошенничеств в общей структуре преступности за последние несколько лет возросла с 12% до 20%. Ущерб, причиненный пострадавшим, увеличился почти в 10 раз, с 60 млн рублей до 490 млн рублей. Наиболее типичными противоправными схемами являются продажа (покупка) товаров и услуг на интернет-сайтах — 46,6%, обман под видом сотрудников банка — 36,5%, родственник в беде — 7,3%.
Надо сказать, что в дополнение к хорошо известной схеме «прикинуться сотрудником службы безопасности банка» прибавилась еще одна. Мошенники уже не брезгуют представиться полицейскими, следователями, пригласить для «дачи показаний», например, в управление по адресу «Литвинова, 15» в Иркутске. В общем, активно пользуются тем, что к правоохранителям наши граждане относятся с определенным трепетом. Вот до чего, так называемая, построенная на эмоциях, дестабилизирующая «социальная инженерия» (метод получения необходимого доступа к информации, основанный на особенностях психологии людей) дошла! Даже осведомленность о возможном мошенничестве аферисты научились обращать себе во благо — в солидненькие цифры на своих счетах и своих «кубышках» с обналиченными средствами, которые в большинстве случаев так и не находят. Раскрываемость подобных преступлений (где люди вообще-то сами помогают «угонщикам финансов»), по статистике, все лишь порядка 20%.
Акция «Антимошенник». Мошенническая
Из свежих заголовков в новостях на сайте областной полиции: «Участвуя в «акции против мошенников», ангарчанка перевела аферистам все свои сбережения».
Акция «Антимошенник»?! Оказывается, незнакомцы представились женщине сотрудниками одного из правоохранительных ведомств (практически как в моем случае) и похитили у нее 825 тысяч рублей.
Как пояснила полицейским заявительница, она многократно слышала о различных мошенничествах, поэтому с готовностью приняла предложение позвонивших ей лжеправоохранителей «разоблачить» нечистых на руку банковских работников и стала выполнять инструкции «специалиста финансового отдела», на которого ее переключили.
Аферист предложил женщине поехать в банк и придумать правдоподобный предлог, чтобы объяснить настоящим сотрудникам банка для чего ей экстренно понадобилась крупная сумма, снять со счета «меченые деньги», а затем положить их на «безопасный счет».
Чтобы выполнить указания незнакомцев, женщине потребовалось несколько часов, так как класть деньги на счета нужно было суммами по 12-15 тысяч рублей. Чтобы компенсировать причиненные неудобства, мошенники пообещали в последующем вернуть ангарчанке всю сумму и доплатить 10% «за неудобства».
О том, что своими действиями женщина перевела деньги со своего накопительного счета реальным злоумышленникам, она поняла, только вернувшись домой.
Полицейские отмечают, что способы, которые применяют мошенники, становятся все более сложными и продуманными. При этом, опасаясь разоблачения, они настойчиво убеждают не раскрывать подлинным сотрудникам банка цели, для которых снимаются денежные средства.
Давайте прощаться. Или с аферистами, или с деньгами
Способ избежать потери денежных средств, как напоминают и банкиры, и полиция, по-прежнему один: прекратить разговор с неожиданно звонящими от их имени аферистами. Даже если вам внушают, что средства нужно срочно спасать. Ни финансовые организации, ни правоохранители таким образом — удаленно — никаких сведений не запрашивают. При подозрительных операциях банку проще без всяких звонков заблокировать «скомпрометированную» на подозрительных сайтах карту — в одностороннем порядке, а потом перевыпустить ее клиенту, оперативно и бесплатно. В общем, вам вряд ли перед блокировкой сотрудники службы безопасности станут звонить и спрашивать разрешения.
В любом случае при подобном сомнительном звонке лучше положить трубку и самому набрать номер настоящей горячей линии своего банка. Он обычно на карте указан. Таким образом, вы сможете убедиться, что на самом деле с вашими счетами все в порядке.
Против фейковых банкиров — фейковая карта
Интересную — учебную банковскую — карту «накреативили» в Иркутской области. Пропагандистский проект, направленный на повышение финансовой грамотности населения, запускает областное главное управление МВД России во взаимодействии с региональными представительствами федеральных банков — в частности, «Промсвязьбанка» и «Открытия». Правоохранители высказали надежду, что этому примеру последуют и другие финансисты.
Учебная карта имитирует обычную дебетовую или кредитную карту банка. На первом этапе для жителей области изготовлено две тысячи экземпляров карты. Они активно используются полицейскими во время разъяснительных бесед с гражданами, а также в офисах банков — участников акции, при работе с клиентами, впервые оформляющих банковую карту, либо осуществляющих ее замену в связи с истечением срока действия или утраты.
«Учебная — это единственная в мире карта, реквизиты которой можно и даже нужно сообщать мошенникам, — улыбнулся на своей странице в соцсетях Герман Струглин. — Если вам поступил звонок, и человек, назвавший себя специалистом службы безопасности банка, предупредил, что преступники пытаются похитить ваши сбережения, поэтому нужно перевести средства на резервный (безопасный) счет — не беда! Тут же достаете учебную банковскую карту и диктуете сначала ее номер, потом срок действия, имя, фамилию и только потом трехзначный код безопасности, расположенный на оборотной стороне. С настоящей картой делать этого категорически нельзя! Берегите себя и своих близких!»
Станислав Кузнецов, зампред правления Сбербанка (на заседании межфракционной рабочей группы Госдумы по борьбе с киберпреступностью)
— Есть так называемое социальное мошенничество, это телефонное мошенничество. Уверен, что многие лично испытывали эту проблему. Сейчас примерно, по нашим расчетам, каждый десятый звонок, совершаемый любому гражданину России, это телефонное мошенничество. Оно возможно из-за существующей сегодня в стране возможности для подмены номера. Одним из таких институтов являются наши телекомы, особенно региональные, которые даже на этом зарабатывают. (Кузнецов предложил внести изменения в Кодекс об административных правонарушениях, так как сейчас никаких санкций для компаний из сферы телекома за подмену номера не предусмотрено — ТАСС).
Александр Логунов, региональный директор операционного офиса «Иркутский» ПАО «Промсвязьбанк»
— Банки уделяют большое внимание сохранению конфиденциальности данных о клиентах. Базы, которые «гуляют» в сети, — это, скорее всего, накопления данных с онлайновых транзакционных площадок, то есть интернет-магазинов и подобных ресурсов. Потому для интернет-расчетов, особенно на незнакомых сайтах, рекомендуем завести дополнительную карту с ограниченным бюджетом и возможностями. Чтобы не рисковать всеми накоплениями.
Дмитрий Степаняк, заместитель управляющего по розничному бизнесу банка «Открытие» в Иркутской области
— Мошенники развиваются. В ходу уже не столько технические средства хищения, сколько усыпляющая бдительность социальная инженерия. И тем не менее ей можно противостоять. На сайте open.ru в разделе «Безопасность» мы собрали по всем популярным банковским инструментам простейшие правила, которые помогут не оказаться жертвой мошенников.
«Резервный счет» — новая уловка
МВД России предупреждает об участившихся фактах телефонного мошенничества, связанного с незаконным использованием подменных абонентских номеров. При этом номера телефонов, которые задействуются в криминальных схемах, могут быть закреплены как за банками, так и за различными подразделениями Министерства внутренних дел Российской Федерации.
Мошенничество происходит по следующей схеме. Гражданину звонит незнакомец, представляется сотрудником банка и сообщает, что злоумышленники пытаются оформить в банке онлайн-кредит на его имя. Якобы для того, чтобы предотвратить незаконные действия, человека убеждают в необходимости самостоятельно оформить онлайн-кредит на ту же сумму, обналичить поступившие на банковскую карту деньги и перечислить их на так называемый резервный счет для мгновенного погашения кредита.
Чтобы у потенциального потерпевшего не осталось сомнений, через несколько минут ему звонит соучастник преступной схемы, который представляется полицейским и рекомендует следовать инструкциям звонивших ранее представителей банка. При этом злоумышленники используют современную технологию подмены данных, которая позволяет имитировать звонок с номеров, указанных на официальных сайтах правоохранительных органов и действительно закрепленных за ними.