Аргументы Недели Кубань → Криминал № 40(684) от 15.10.19 13+

Кривое зеркало закона

, 23:21

Обвиняемого в вымогательстве денег у сотрудников полиции отпускают из-под стражи.

В августе прошлого года в нашей газете вышел материал «Найти черную кошку в темной комнате, если ее там нет», в котором главным героем выступил капитан полиции из Туапсе Максим Соловьев. За то, что он поступил в четком соответствии со своими должностными обязанностями и законом в изобличении двух вымогателей, на него завели уголовное дело по статье 286 УК РФ (превышение должностных полномочий). Так заслуженный офицер, многократно награжденный за 15 лет безупречной службы, в том числе и в «горячих точках», отец троих маленьких детей оказался в качестве подозреваемого в преступлении.

Следствие продолжается до сих пор. Но парадокс этой ситуации даже не в том, что полицейский вынужден доказывать правильность своих действий, хоть она и зафиксирована на бумаге, видеосъемке и подтверждена показаниями свидетелей. Все гораздо интереснее: теперь Соловьев не только обвиняемый, но и потерпевший. И второй статус Максим получил после возбуждения уголовного дела в отношении тех самых граждан, которые теперь подозреваются в вымогательствах у сотрудников полиции крупных сумм. В том числе и у него. Запутались? Не мудрено. Потому что и уголовное дело в отношении Соловьева не прекращено, и находится он под залогом, и в то же время расследуются схемы, по которым граждане Вязников и Морозов как минимум дважды вымогали деньги у полицейских — в Абинске и Туапсе. Но и это не все: на днях суд освободил из-под стражи бывшего сотрудника правоохранительных органов Вязникова, который, напомним, подозревается в неоднократном совершении тяжкого преступления. В общем, история достойна того, чтобы лечь в основу запутанного детективного чтива. Вот только происходит это не в голове писателя, а в нашей действительности.

Напомнить все

Если следовать хронологии событий, отраженной в показаниях потерпевших и данных биллинга телефонных соединений, несложно проследить путь граждан Вязникова и Морозова в промежуток 21—27 октября 2017 года. Сначала они побывали в Абинске, потом в Горячем Ключе, и третье место — Туапсе. Отсюда и начнем, так как именно в этом городе произошли самые заметные события. А к Абинску и Горячему Ключу вернемся позже.

Итак, в семь утра 24 октября 2017 года на пульт дежурного ОМВД России по Туапсинскому району позвонил гражданин и сообщил, что рядом с домом на улице Карла Маркса стоит подозрительная «Нива». На место выехал наряд полиции.

Как следует из дальнейших объяснений полицейских, прибыв на место, они застали следующую картину: в «Ниве» крепко спал мужчина средних лет, а на сиденьях и полу автомобиля валялись денежные купюры «банка приколов». Разбудив спящего (Вязникова), полицейские опросили его и, не найдя ничего подозрительного, уехали.

А через три часа одному из патрульных позвонили на сотовый. Незнакомый собеседник сообщил, что у него имеется видеозапись, на которой запечатлено, как полицейский с напарником берут купюры из «Нивы». За молчание требовали заплатить 200 тысяч рублей.

Патрульные доложили обо всем командиру — капитану полиции Максиму Соловьеву, который сразу же обратился к своему руководителю, и тот приказал взять вымогателей с поличным.

Соловьев и его подчиненные пишут соответствующие рапорты. К делу подключается отдел по борьбе с экономическими преступлениями и противодействию коррупции и следователь. Возбудили уголовное дело по статье 163 УК РФ (вымогательство).

В общем, 27 октября в момент передачи 200 тысяч рублей на привокзальной площади в Джубге задерживают двух граждан: Вязникова и Морозова. Первый оказался к тому же бывшим сотрудником правоохранительных органов.

Оформление протокола затянулось: мужчины вели себя не вполне адекватно и несколько раз называли не свои данные, из-за чего следователю пришлось несколько раз переписывать документ.

Подозрительных граждан задержали за неповиновение сотрудникам полиции и поместили под административный арест. Однако довольно скоро все перевернулось.

По требованию районной прокуратуры административный арест Вязникова и Морозова был признан незаконным и даже обвинения в вымогательстве сняты. А в отношении Соловьева и его заместителя возбуждено уголовное дело по статье 286 УК РФ (превышение должностных полномочий).

Новый поворот. Трагический

Перечислять все перипетии дела — не хватит и трехтомника. Важно, что Соловьев не опустил руки, защищая свою честь и свободу, и продолжил биться всеми доступными по закону способами. А вот перед ним постоянно вырастали новые и новые преграды к правосудию. В многочисленных письмах в высокие инстанции Максим Соловьев указывал на такие факты, как исчезновение из дела вещественных доказательств, подделку подписей должностных лиц, процессуальные нарушения, а главное, нежелание следствия заняться раскрытием вымогательства.

В итоге настойчивость капитана полиции Соловьева была вознаграждена. Уголовное дело по статье «Вымогательство» в отношении Вязникова и Морозова возбудили и обоих фигурантов заключили под стражу.

Вскоре у следствия появились еще данные о возможных аналогичных преступлениях криминального дуэта в Абинске и неудачной попытке в Горячем Ключе — многочисленные звонки в дежурную часть остались без ответа и наряд к «подозрительной белой «Ниве» не выехал.

А вот в Абинске все грустно. Там на вызов явился наряд, в который входил полицейский Артем К. Обнаружив «спящего» мужчину в салоне авто, он попытался его разбудить, а когда не смог, решил вызвать «скорую помощь», так как подумал, что мужчина в коме. Чтобы сказать дежурному неотложки имя и фамилию пострадавшего, он открыл барсетку и обнаружил там документы на имя Вязникова. И именно в этот момент «спящий» пришел в себя и попросил его отпустить.

А потом все по схеме, что и в Туапсе: звонки, видеозапись, угрозы, требование денег за молчание. Только по данным, дошедшим до Соловьева, вымогатели требовали 100 тысяч рублей от Артема.

К несчастью, сам Артем К. не сможет дать показания. Спустя месяц он погиб при странных обстоятельствах во время служебной командировки в Сочи.

Что же касается обвинения самого Максима Соловьева, то здесь все запутывается еще больше, потому что доказано, что неповиновение сотрудникам полиции со стороны Вязникова и Морозова в его случае было. Тогда о каком превышении должностных полномочий может идти речь?

Но дело в суде, и какой будет итог, учитывая многочисленные повороты этого дела, предсказать никто не возьмется. Тем более что одного из фигурантов дела о мошенничестве отпустили из-под стражи под домашний арест. Откуда такая гуманность и уверенность, что данный гражданин не скроется и не сможет помешать следствию?

— На сегодняшний день идет умышленное затягивание расследования уголовного дела в отношении Вязникова и Морозова. Почему не рассматривают обстоятельства с прицелом на выявление устойчивой преступной группировки, гастролировавшей по территории Краснодарского края и совершающей провокационные действия в отношении сотрудников любых подразделений с целью дальнейшего вымогательства? Абинск, Горячий Ключ, Туапсе — эти города были «обработаны» меньше чем за неделю, если судить по звонкам в дежурные части. Это высокий криминальный класс, который приобретается путем многих тренировок, то есть преступлений. Уверен, если бы следователи работали по выявленному факту с полной отдачей, количество эпизодов вымогательств существенно увеличилось бы. А вместо этого ключевой фигуре криминального дуэта смягчают меру пресечения. Считаю, что в моем деле могут быть властные покровители, заинтересованные в том, чтобы увести преступников от правосудия. Но я все же верю в справедливость и надеюсь на ее торжество. Ведь в тюрьме должен сидеть истинный преступник, а не тот, кто преступления выявляет и раскрывает,— говорит Максим Соловьев.

Когда анализируешь всю ситуацию на сегодняшний день, напрашивается вывод, что усилия правоохранительных органов направлены не на изобличение Вязникова и Морозова, а исключительно на то, чтобы любыми путями добиться обвинительного приговора Соловьеву.

Напомним, что основанием уголовного преследования Соловьева послужили два незаконных судебных постановления 2017 года судьи Краснодарского краевого суда Леганова, инициированных сотрудниками прокуратуры, фактически обеливших Вязникова и Морозова.

Наступил сентябрь 2019 года, и справедливость восторжествовала — спустя два года эти незаконные постановления были отменены заместителем председателя Краснодарского краевого суда, после чего все обвинения в адрес Соловьева превратились в полнейший абсурд.

Несмотря на то что данными отменами были исправлены явные ошибки правосудия, удивляет в данной ситуации позиция прокуратуры, призванной осуществлять надзор за соблюдением законности, в том числе и в деятельности судов. Вместо того чтобы в такой ситуации снять все обвинения с Соловьева, прокуратура пытается отменить указанные постановления с помощью Генеральной прокуратуры в Верховном суде РФ.

От редакции: в соответствии с законом о СМИ, данная публикация является официальным запросом в прокуратуру Краснодарского края, СУ СК РФ по Краснодарскому краю и УМВД по Краснодарскому краю. Ответы будут опубликованы на страницах нашей газеты.

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram