Аргументы Недели Кубань → Криминал № 34(678) от 04.09.19 13+

Бездомные землевладельцы

, 22:13

В Динском районе Краснодарского края людям продали под строительство коттеджей земли, предназначенные для сельскохозяйственного производства.

Поселок Кочетинский, расположенный на берегу живописной речки,— место идиллическое: чистейший воздух, тишина, умиротворяющий плеск воды. Но возле него сейчас кипят вовсе не мирные страсти. Земельный массив, состоящий из 22 участков по 8,5 сотки каждый, стоит заросший бурьяном вот уже несколько лет. Дело не в бесхозяйственности. Хозяева у этой земли как раз имеются. Но вот в чем загвоздка: покупали они участки под строительство домов, а оказалось, что не имеют права и будку поставить, так как целевое назначение земли позволяет лишь вести на ней сельское хозяйство.

Райский уголок

Один из пострадавших — Дмитрий Василенко. Его история неудавшегося строительства домика в деревне, похоже, типична для всех его друзей по несчастью, а это четырнадцать землевладельцев только в этом массиве.

Уйдя на заслуженный отдых из органов внутренних дел, Дмитрий решил построить дом в тихом и спокойном уголке. Как-то в беседе со своим товарищем оговорился о своей мечте, и тот сказал, что знает, где можно приобрести прекрасный участок под дом. И недалеко от Краснодара. Речь шла о Динском районе, у реки Кочеты, которую знают все любители рыбалки на Кубани.

— Не откладывая дела в долгий ящик, решили осмотреться на месте. Поехали сразу к Вячеславу Иванову, главе Мичуринского сельского поселения, на территории которого и находится тот самый участок. Там и узнали всё в радужных красках. Мол, есть земля, предназначенная для строительства закрытого коттеджного поселка. Все коммуникации проходят рядом, включая газ. Чуть ли не на днях планировалось начать вести дорогу и линию электропередачи. И цена для таких благ вполне приемлемая: пятьдесят тысяч рублей за сотку. Дескать, краснодарским гостям очень повезло, потому что после того, как всё подключат, будет дороже. И главное, что покупатели приехали в самый подходящий момент, потому что прямо сейчас идет процедура переоформления земли с сельхозназначения на ИЖС и, как только она закончится, а это должно было произойти по прикидкам сельского главы со дня на день, цена опять же подскочит.

Выехали мы на место и прямо влюбились в него. Прямо то самое, о чем мечталось. Мой товарищ не собирался покупать землю, но и он растаял. Уговорил взять два участка, чтобы выкупить у меня один через короткое время. Мне виделся риск минимальным, так как земля оформлялась на меня,— вспоминает подполковник полиции в запасе Василенко.

Со слов Дмитрия, причину продажи земли в администрации объяснили тем, что ее хозяину — фермеру Николаю Терещенко срочно нужны деньги для оборота и он решил расстаться с частью своей собственности. Почему столь явное лоббирование интересов предпринимателя главой поселения не вызвало подозрений, бывший полицейский не может объяснить до сих пор даже самому себе. Тем не менее Василенко почти сразу стал записывать разговоры со своими партнерами на диктофон — сработал рефлекс полицейского, наверное. На одной из записей (имеется в распоряжении редакции) прекрасно слышно, как человек (установить принадлежность голоса легко могут эксперты, и с высокой долей вероятности он может принадлежать Вячеславу Иванову) описывает все прелести земельного участка и обещает в кратчайшие сроки решить вопрос с переоформлением земли на ИЖС.

Покупал усадьбу — получил огород

Нужной суммы у Дмитрия Василенко не было, и он оформил кредит в банке на 850 тысяч рублей. В графе «Цель кредита» прямо указал: «Приобретение участка под ИЖС». И уже в апреле 2017 года по предварительной договоренности он встретился в Динском МФЦ с Николаем Терещенко — продавцом.

— Терещенко привез выписки из Росреестра на два участка, которые я покупал, чтобы подтвердить факт своего владения землей. Были при нем и договоры, но почему-то на сто тысяч рублей каждый. Я отказался играть по этим правилам, и документы тут же переписали, указав полную цену: 850 тысяч рублей за 17 соток. Когда коснулись вопроса сельскохозяйственного назначения земли, Терещенко меня уверил, что хоть на данный момент она таковой и является, но уже через две недели, когда я приду получать документы на свое имя, будет указано, что участки предусмотрены под индивидуальное жилищное строительство. Якобы уже процесс перевода почти закончен. Так как и глава Мичуринского поселения Вячеслав Иванов, то есть официальное лицо, мне говорил то же самое, сделка состоялась,— говорит Дмитрий Василенко.

Однако, придя в назначенный срок за документами, «счастливый» обладатель земли выяснил, что приобрел участки под сельскохозяйственное производство. Посчитав, что произошло недоразумение, позвонил Иванову, и тот уверил, что это недоразумение и надо всего лишь немного подождать: государственная машина неповоротлива. Так продолжалось… два года!

Абонент недоступен

Всё это время Дмитрий Василенко честно платил по кредиту (и до сих пор продолжает), параллельно пытаясь выйти на связь с продавцом. Но, по его словам, Николай Терещенко, упорно не брал трубку. Глава же сельского поселения Вячеслав Иванов, как рассказывает Дмитрий, иногда отвечал на звонки, но всегда просил подождать еще чуть-чуть для урегулирования очередных шероховатостей.

Терпение Василенко лопнуло в марте 2019-го, то есть через два года безуспешных попыток добиться выполнения обещаний, данных ему при покупке участка. Позвонив Иванову, он потребовал встречи с ним и Терещенко, чтобы поговорить глаза в глаза.

К этому времени у Дмитрия уже не осталось иллюзий относительно ситуации, и он, естественно, и на этот раз прихватил с собой диктофон (копия записи имеется в редакции). Сквозь шум слышно, как Дмитрию объясняет, предположительно, Николай Терещенко с использованием ненормативной лексики, что тому надо успокоиться и не мутить воду, иначе его пригласят для профилактической беседы в краевое ФСБ или полицию и тогда он по-другому заговорит. Вместе с тем беседа заканчивается мирно, собеседник обещает Дмитрию решить вопрос до 15 мая. Но, как можно легко догадаться, воз и ныне там. Даже откатился назад: теперь Василенко не может связаться ни с Ивановым, ни с Терещенко — для него они недоступны.

Свести концы с концами

Если воспринимать эту историю как ее рассказал Дмитрий Василенко и слышно из диктофонных записей, то она выглядит как готовое дело. Есть пострадавшие. В наличии тот, кто получил выгоду. Да и роль главы поселения представляется вовсе не последней, ведь именно ему как должностному лицу поверил Василенко и влез в кредит, который выплачивает до сих пор. Разве не похоже на использование служебного положения для введения в заблуждение? Надо бы проверить.

Имеются и, так сказать, цифровые нюансы. Например, Дмитрий Василенко поинтересовался кадастровой ценой теперь уже его земли и выяснил, что один участок стоит 37 тысяч рублей. То есть он заплатил за землю в одиннадцать (!) раз дороже.

Однако ради торжества справедливости необходимо изучить ситуацию со всех сторон. Допросить всех участников истории и понять, кто же виноват в том, что кусок земли в самом плодородном регионе страны и из севооборота выпал, и коттеджным

поселком не стал. Но для этого необходим очень внимательный слушатель. Например, следователь, который примет данный материал как положено, то есть как официальное обращение от СМИ, и выслушает доводы всех сторон, невзирая на чины и звания. А потом примет решение — возбуждать уголовное дело или нет греха в том, что предприимчивые персоны в Мичуринском поселении продают доверчивым гражданам сельхозземли под строительство иллюзорных коттеджных поселков.

От редакции: по данной публикации подготовлены и направлены письма в органы исполнительной власти и правоохранительные структуры с тем, чтобы получить разъяснения по ситуации. Об ответах мы обязательно проинформируем наших читателей.

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram