Дорожная служба Иркутской области оказалась в центре коррупционного скандала. В очередной раз, и уже трудно сказать, какой именно по счету. Достаточно лишь вспомнить, что это, пожалуй, единственное в области предприятие, где управленцы меняются чаще, чем где-либо еще. На этой неделе стало известно о возбуждении уголовного дела в отношении должностных лиц АО «Дорожная служба Иркутской области» (АО «ДСИО») и представителей организации-поставщика.
Дело возбуждено по признакам преступления, предусмотренного ч. 4 ст. 159 УК РФ (мошенничество, совершенное группой лиц по предварительному сговору в особо крупном размере). По версии следствия, в декабре 2016 года сотрудники компании организовали закупку строительного оборудования на сумму более 40 миллионов рублей, что в несколько раз превышает его реальную стоимость.
Как уточняет пресс-служба СУ СК РФ по Иркутской области, следователи уже провели обыски в самой ДСИО, а также в квартирах ее сотрудников. Во время обысков были изъяты документы, компьютеры, электронные носители. Кроме того, к настоящему времени задержано двое подозреваемых. Это представитель организации-поставщика и один из сотрудников АО «ДСИО», отвечающий за закупки. Решается вопрос об избрании в отношении них меры пресечения.
Как сообщается из неофициальных источников, руководителем попавшей под внимание следствия компании-поставщика является ангарский предприниматель. К слову, нынешний руководитель Дорожной службы Максим Черниговский, ранее работал гендиректором ангарской «Дорожно-строительной компании 156».
Можно предположить, что после подобного скандала сам Максим Черниговский, по отношению к которому пока не предъявляли никаких обвинений, скорее всего, не задержится на посту директора предприятия, которым он руководил с ноября 2015 года.
До него в этом кресле недолгое время находились Юрий Бойко, Александр Сушкевич, Алексей Коротнев, Сергей Просянников — это список только за 2015 год, начавшийся с увольнения по собственному желанию еще одного экс-руководителя Дорожной службы Радика Фаразутдинова.
Фаразутдинов возглавлял структуру с марта 2013 года. При нем организация избавилась от долгов и демонстрировала стабильные показатели работы. Однако наблюдатели склонны связывать его неожиданный уход с фамилиями экс-министра строительства и дорожного хозяйства Иркутской области Михаила Литвина, а также бывшего руководителя ОГУ «Дирекция по строительству и эксплуатации автомобильных дорог Иркутской области» и министра промышленности и лесного комплекса Кирилла Торопова. Оба они в бытность губернатора Сергея Ерощенко были уволены с занимаемых постов после громкого коррупционного скандала.
Предшественником Радика Фаразутдинова был скандально известный Андрей Кайдаш. Его уход с поста руководителя ДСИО был также связан с возбужденным уголовным делом по ч. 1 ст. 201 УК РФ («злоупотребление полномочиями»). По данным следствия, в 2011 году Дорожной службой были приобретены пять автомобилей марки Toyota на общую сумму 7,67 млн рублей. При этом покупка автомобилей не была согласована ни с советом директоров, ни с советом акционеров, что нарушает устав предприятия. Более того, приобретенный за 3 млн 61 тыс. рублей автомобиль Toyota Land Cruiser 200 имел балансовую стоимость 2,4 млн рублей, а в 2012 году был продан за 1,6 млн рублей физическому лицу — Андрею Кайдашу. Таким образом, бывший директор службы, по версии следствия, нанес предприятию ущерб в размере 800 тыс. рублей.
По этому делу Андрею Кайдашу дали год условно, однако два года назад (в феврале 2016 года) к этому добавилась более тяжелая статья (ч. 4, ст. 132 УК РФ — действия сексуального характера с применением насилия, с использованием беспомощного состояния потерпевшей, не достигшей 14-летнего возраста), по которой его осудили на 14 лет колонии строгого режима.
Вот так выглядит история ДСИО, крупнейшего предприятия, обслуживающего дороги Приангарья и сменившая семь руководителей только за последние пять лет. Станет ли очередная возможная смена директора этой структуры, как и новое возбужденное уголовное дело, поводом для пересмотра механизма контроля за ее работой? Избавится ли ДСИО от неофициального статуса черной коррупционной дыры? Еженедельник «Аргументы недели» следит за развитием событий.