Мертвые сраму не имут, или как Магнитский чуть не скупил Газпром
1 февраля 2013, 18:37 [ «Аргументы Недели» ]
Покойный юрист Сергей Магнитский, скончавшийся три года назад в Бутырке, где находился в связи с обвинением в уклонении от уплаты налогов, мог быть причастен к разработке мошеннических схем покупки акций Газпрома.
«Речь может идти о мошеннических схемах накануне дефолта в России 1998 г., когда из федерального резервного банка Нью-Йорка на счет Republic National Bank, принадлежащий компаньону Браудера Эдмонду Сафра, были переведены $4,8 млрд, предназначенные для стабилизационных операций ЦБ России. Отследить эти деньги впоследствии не удалось, сам Сафра погиб в ходе пожара в Монако в 1999 г.», - рассказал неназванный источник в правоохранительных органах РИА Новости.
После этого созданный для работы в России фонд Hermitage Capital Management под управлением Браудера и начал активную инвестиционную деятельность в России. «Одна из первых операций этой компании — скупка акций Газпрома, несмотря на запрет в то время их продажи иностранцам. В ходе следствия в компьютере Магнитского была обнаружена детальная схема реализации подобных операций. В частности, Магнитский предложил создать специальное предприятие, состоящее из двух компаний, зарегистрированных в Калмыкии. Кроме этого дополнительная компания для сопровождения этих операций была создана в кипрском офшоре», — уточнил аноним-правоохранитель.
«Схема Магнитского не только позволяла обойти законодательство, но и в семь раз снизить выплаты налогов. Впоследствии подобных фирм под руководством Магнитского было создано более 20, в том числе в Читинской области и Бурятии. После обысков в июле 2007 г. в офисах Hermitage Браудер спешно выехал в Англию, оставив Магнитского разбираться с возникшими проблемами», - добавил он.
Впервые о том, что компании Браудера незаконно скупили около 1 млрд акций (7%) Газпрома, впервые СМИ объявила представитель тогдашнего СК при МВД Ирина Дудукина. Она объясняла, что акции Браудер продал «неким третьим лицам и организациям», и если суд признает сделки недействительными, бумаги вернут, но сведения эти тогда были опровергнуты. Браудер опроверг эту информацию, напомнив, что в 2005 году 7% акций Газпрома стоили $11,9 млрд, а активы его фонда даже на самом пике не превышали $3 млрд.