Впервые имя Алексея Бавченко, чья недолгая жизнь пестрит приключениями, прозвучало в СМИ после разгрома банды налетчиков-убийц. Ее возглавлял бывший боец рижского ОМОНа Александр Рыжев.
На счету группировки, в том числе, громкое нападение на инкассаторов “Русского банкирского дома” на Синопской набережной. Бавченко, впрочем, обвинили в одном незначительном эпизоде - краже - и прошлым летом посадили на два с половиной года.
Сам Алексей утверждал, что действовал в банде Рыжева под прикрытием и поставлял сотрудникам УБОПа важнейшую информацию. А в рамках уголовного дела “свои” просто забыли про него. В качестве фигуранта Бавченко, который ходил под подпиской о невыезде, связывался с корреспондентом “Комсомолки”. Хотел рассказать о предательстве. Но не успел. В день назначенной встречи, двадцать девятого марта 2011 года, мобильный телефон мужчины замолчал. Позже выяснилось, что мужчину задержали сотрудники ГУ МВД по Северо-Западу в рамках еще одного уголовного дела.
Бавченко считали участником преступной группы, промышлявшей крупными мошенничествами. Алексей представлялся полковником центрального аппарата ФСБ, окружил себя атрибутами престижной жизни, от дорогих машин с представительскими госномерами до отдельных столиков в первоклассных ресторанах. Обещал покровительство в решении финансовых проблем или стращал бизнесменов уголовным преследованием. Козырял оружием, “корочками”, связями. Пускал такую пыль в глаза, что ему безропотно верили.
Первое заявление на псевдочекиста написали два коммерсанта. Он сообщил, что против них якобы возбудили уголовные дела, которые без хорошего “отката” не закрыть. До 2010 года предприниматели, по версии следствия, передали Алексею Бавченко двадцать девять миллионов рублей.
Также “решальщик в погонах” предоставлял коллекторские услуги, на которые купились эстонец и вратарь “Зенита” Вячеслав Малафеев. Иностранец передал Бавченко двадцать тысяч евро за помощь в возврате двух миллионов с частной петербургской компании. Мнимый чекист исчез с деньгами.
Малафееву повезло меньше. Вратарь проходил потерпевших по нашумевшему делу риелтора Виктории Ковбы, которая вытянула из известных жителей Петербурга, в том числе игроков “Зенита”, больше двухсот миллионов рублей. Малафеев отдал создательнице финансовой пирамиды Ковбе, которую позже посадили на пять лет, больше пятидесяти миллионов рублей. Часть вернул, а вот оставшиеся двадцать семь миллионов поручил “чекисту-коллектору” и заплатил ему семь миллионов.
Четвертый эпизод в уголовном деле Бавченко появился после жалобы бизнесменов. Им фигурант обещал вернуть технику, арестованную за незаконную разработку карьеров в Ленобласти.
Обвиняемый сидит в следственном изоляторе и знакомится с материалами дела. Его адвокат Александр Чангли считает уголовное преследование крайне сомнительным.