Аргументы Недели → Криминал № 27(268) от 14.07.2011

«Сумасшедшая реформа»

, 17:53

Психически нездоровым преступникам в России всегда жилось неплохо. Есть прецеденты, когда серийные убийцы спустя три года «процедур» выходили из «дурдома» на волю как излечившиеся. Начавшаяся реформа психиатрической отрасли просто пугает. Власти хотят отпустить три четверти пациентов психушек, чтобы сэкономить деньги на их содержание.

Психи уходят в побег

Психиатрическая больница в Дружноселье под Петербургом прогремела на всю страну в августе 2010 года. Тогда из нее убежал Вячеслав Дацик, националист и экс-чемпион мира по боям без правил, известный по прозвищу Рыжий Тарзан. Удивительно и то, как Дацик сбежал, и то, как он попал в Дружноселье.

Ему светил реальный срок за серию ограблений салонов сотовой связи, но его признали невменяемым. Дацик тут же дал интервью, в котором прямо заявил, что симулировал шизофрению. Мол, из психушки проще выйти на волю, чем из тюрьмы. В августе 2009 г. «Славянский союз» выпустил агитационный ролик, в котором Рыжий Тарзан рекламирует «русскую идею», поигрывая с ножами и жаря шашлыки во дворе спецучреждения. Вместо разбора полетов, наказания виновных в нарушении «психом» режима и ужесточения дисциплины чемпиона по боям без правил перевели в Дружноселье. Туда, где настоящей охраны нет вовсе, – только нянечки и несколько пожилых санитаров. Накануне побега Дацика главврач Леонид Ефремов дал интервью, в котором сообщил, что убежать пациенту ничего не стоит. Как в воду глядел. Ночью Дацик попросился в душ, потом вышел во двор, чтобы повесить полотенце, толкнул санитара, разорвал руками сетку-рабицу и скрылся. Уже через несколько часов он совершил новый разбой.

Дацик – не первый беглец из Дружноселья. Последние побеги зафиксированы в марте и июне 2011 г., а в охране учреждения, похоже, ничего не изменилось. Сразу после Дацика из той же больницы сбежал 43-летний Игорь Преде. Через день после побега он без всякой причины напал с ножом на двух прохожих в Петербурге – одного убил, второго ранил. Через месяц после задержания Преде в Дружноселье зафиксированы два новых побега. А еще до Дацика сбежали сразу шестеро.

Побеги из Дружноселья совпали с началом реформы психиатрической службы. Основной идеей реформы является массовый перевод душевнобольных со стационарного лечения на амбулаторное. Перемены, конечно, назрели. К 2007 г. в психбольницах содержались или наблюдались около миллиона россиян – в стране столько же зэков и военных! До 2012 г. планируется отпустить домой или перевести в специальные общежития для психохроников 750 тыс. больных. Когда реформа затевалась, специалисты подчеркивали, что свободу дадут лишь пациентам, не представляющим опасности для общества. И сами понимали, что это невозможно.

– Не существует надежных методик, которые могут точно указать, когда у психически больного внезапно изменится состояние, – говорит глава Центра психологической помощи «Кэт» Людмила Крапухина. – Равно как нет четкой границы между нормальностью и психическим заболеванием. Маньяки и первертные психопаты – чаще всего не больные, а патологические личности. Их нельзя вылечить, можно только смягчать проявления с помощью лекарств. Но чаще всего эти лекарства слишком дороги, и нет никакого контроля за тем, как выпущенный на волю пациент будет их принимать.

Блаженные убийцы

Пятиклассница из Петербурга Лена Бойко пропала по дороге от школы к своему дому на Большой Разночинной улице. В два часа ночи отец Лены нашел растерзанное тело дочери в подвале. Душегуба взяли уже на следующий день. Гастарбайтер Дмитрий Вороненко признался в убийстве Лены Бойко и еще трех девочек за последний год. И еще в десятке изнасилований, жертвы которых выжили. К тому моменту Вороненко был четырежды судим. Последний раз его посадили на пять с половиной лет именно за серию изнасилований. Его освободили с половины срока за хорошее поведение и даже не установили за ним надзора.

– Для так называемых маньяков садизм – норма самореализации, – говорит психиатр Анна Александрова. – Это поведенческий штамп, который уже не может измениться. Педофила нельзя вылечить или перевоспитать. Его можно только заставить держать себя в руках под угрозой неотвратимого наказания.

Но в России чуть ли не любая история маньяка тянет за собой другую историю – про преступную халатность психиатров и силовиков. Александр Новиков из Ярославля совершил 8 изнасилований. Его признали невменяемым и отправили в обычную психушку в село Спасское, несмотря на протесты ее главврача. Не прошло и недели, как Новиков сбежал. Он изнасиловал еще трех женщин и присматривался к школьникам на спортплощадке, когда его обезвредил физрук.

У Сергея Цуканова из Тулы диагноз «шизофрения» еще со школы. Будучи несовершеннолетним, он изнасиловал и убил трех пожилых женщин. По словам самого Цуканова, психиатр с ним даже не разговаривал, а сразу написал «вменяем». Цуканова посадили на 10 лет, выпустили через шесть, и он сразу же «устроил» еще пять трупов. «Битцевский маньяк» Александр Пичушкин был освобожден от службы в армии по психическому заболеванию, но в дальнейшем никакого контроля за ним не было.

Юный Александр Спесивцев из Новокузнецка изнасиловал и убил свою знакомую. Его признали невменяемым, поместили в психиатрическую лечебницу, а через три года выпустили как излечившегося. Более того, документы на него забыли отправить новокузнецким милиционерам. Поэтому, когда Спесивцев начал неслыханными темпами убивать девушек (19 трупов за неполный год), он даже не входил в круг подозреваемых. Сыщики думали, что Спесивцев сидит.

«Психическая реформа» еще толком не началась, а люди уже гибнут. Что же будет, когда реформаторы разойдутся во всю силу и города заполнят сотни тысяч душевнобольных?

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram