Маркеры полезности: от красного до зеленого
№ () от 8 ноября 2017 [«Аргументы Недели Иркутск», Екатерина Романова ]
9 ноября отмечается Всемирный день качества. Вспомним, что еще в прошлом году в СМИ появилась информация о том, что Роспотребнадзору пришла идея использовать в новой маркировке продуктов питания три цвета — красный, желтый и зеленый. Якобы благодаря предупреждающим цветам такого «светофора» потребитель сможет легко отличить полезную еду от опасной. Правда, на старте было не совсем понятно, какими будут критерии полезности. К настоящему моменту ведомство, кажется, определилось, как делить товары на наших прилавках на вредные и невредные. Нам обещают цветовую подсказку по концентрации в продукте соли, сахара и жиров.
Около года назад «Интерфакс» со ссылкой на главу Роспотребнадзора Анну Попову сообщил о предложении ведомства маркировать продукты «в зависимости от степени их натуральности», по системе «светофор». Идея появилась после изучения опыта других государств и рассмотрения проблемы в России. Решение, по мнению чиновников, прекрасно вписалось в стратегию повышения качества пищевых продуктов. Даешь потребителю информацию — и никаких дополнительных способов регулирования не нужно. Пусть сам голосует за качество рублем.
«Во всех странах, где это есть, это в самом деле работает. Не только потому, что людям будет проще выбирать, но и потому что производитель старается, понимая, что это очень серьезный маркетинговый ход, сократить количество продуктов, которые должны выпускаться с красной маркировкой», — сказала тогда Попова журналистам.
Принцип маркировки тогда объяснили так: «Если продукт не содержит в себе полезных веществ, то это красный. Если он содержит в своем составе заменители того или иного типа, то он желтый, и если он полностью натуральный и содержит только полезные белки, жиры, углеводы и микроэлементы, то он зеленый».
Предложенные правила маркировки продукта предполагается распространить на весь Евразийский экономический союз (ЕАЭС). Но к настоящему моменту принцип светофора объясняется несколько иначе. Предполагается, что с помощью цвета производителей обяжут указывать сведения о содержании жира, сахара и соли в переработанной пищевой продукции: низкая концентрация будет обозначена полосой зеленого цвета, средняя — желтого, а высокая — красного. К концу 2017 года обещают определить группы продукции, к которым в первую очередь должна применяться цветовая маркировка, а также окончательно определиться с критериями. Сообщается, что свои рекомендации сформулировал и Минздрав.
Однако производители продуктов питания высказывают полярные оценки в отношении новой системы маркировки. Кто-то бравирует заявлениями о соответствии всем стандартам, кто-то прогнозирует большие сложности при реализации, на первый взгляд, благих намерений.
«Возникнут сложности, связанные с объективностью информации, — прокомментировал ситуацию в интервью РБК один из участников российского рынка, исполнительный директор рыбоконсервного комплекса «Роскон» Василий Маруненко. — Корова условно стабильно дает молоко 4% жирности, а рыба имеет сезонность по жирности. В разные сезоны — разные параметры. Какие-то продукты можно оценить достаточно объективно, а какие-то сложно».
Есть мнение, что производители будут стремиться различными способами указать на товаре только цвет, подтверждающий высокое качество продукции. «Все упаковки будут зелеными. Товары, не соответствующие тому, что написано на упаковке, все равно останутся», — заявил президент холдинговой компании «Невские сыры» Альберт Суфияров.
К сожалению, все мы прекрасно знаем российские реалии. Или случится чудо — и введение новой маркировки не приведет, как опасаются многие, «к образованию коррупционной прослойки и продажам цветовых категорий»? Ждем первых шагов по направлению к «светофору».
Материалы рубрики "Потребитель" публикуются на правах рекламы