Аргументы Недели → Кино № 25(317) от 05.07.2012

ММКФ 2012: Было не скучно

, 19:52 , Кинокритик, тележурналист

Как вы заметили, дорогие читатели, стоит закончиться одному международному кинофестивалю – начинается другой. Закончился Московский – начался Карлово-Варский. Он забрал у Берлинского важную функцию – быть мостом между Востоком и Западом. А вот какое лицо сегодня у Московского МКФ? В прошлом выпуске я попытался его сформулировать, анализируя отборочную политику конкурса. Сегодня настало время дополнить её призовой политикой.

Высокое жюри под председательством Гектора Бабенко решило Золотого Георгия отдать в руки англичанки Тиндж Кришнан, представившей фильм «Отбросы». С моральной точки зрения он безупречен – недаром режиссёр получила кинематографическое образование в Америке. Я подробно писал об этом фильме в прошлом выпуске, добавлю, что актёр по имени Эдди Марсан, создавший образ ветерана-алкоголика, который решил проявить милосердие к бездомной чернокожей дуре, получил Серебряного Георгия за лучшую мужскую роль. Очень внятное решение жюри, потому что единственным реальным конкурентом этому актёру был Максим Суханов, снявшийся в «Орде». Но по градусу эмоций, которые вызывают созданные актёрами образы, Эдди Марсан далеко опережает Максима Суханова. Зато великолепна актриса Роза Хайруллина, сыгравшая царицу в «Орде». Её образ внушает абсолютное доверие, и, главное, в ней есть что-то взаправду царственное. И хотя фильм, получивший приз за лучшую режиссуру (реж. Андрей Прошкин), мне кажется, несколько выпадает из общей тематики конкурса, но Серебряный Георгий за лучшую женскую роль Розе Хайруллиной абсолютно закономерен.

Что объединяет практически все фильмы конкурса? В них показана жизнь простых людей – наших современников – из разных стран. В «Орде» же история, написанная Юрием Арабовым, рассказывает о несовременниках, причём очень непростых. Все же остальные фильмы свидетельствуют о некоторой отборочной концепции (за исключением мультика «Апостол», который не понятно, по каким причинам попал в конкурс). И вот мы расширяем свой художественный кругозор, сочувствуя, например, трём болгарским путешественницам, столкнувшимся с негодяями и совершающими над ними самосуд. Или иранскому парнишке, который вынужден перемещаться со своим племенем, помогая отцу пасти овец, и при каждой возможности убегает к учителю местной школы, чтобы сдать очередной экзамен («Взрослея вместе с ветром», режиссёр Рахбар Ганбари). Он спасает и старушку, которую нехороший вождь племени оставляет в пещере как ненужную обузу, надеясь, что её съедят волки.

Даже из весьма слабенького китайского фильма «Вишенка на гранатовом дереве» (реж. Чэнь Ли) можно узнать довольно много интересного про жизнь нашего южноазиатского соседа. Каким, например, расследованиям подвергается личная сексуальная жизнь селян, взятая партией под тотальный сыскной коммунистический контроль. Но особенно сильное впечатление произвела на меня мексиканская картина «Срок годности» – режиссёрский дебют Кении Маркес, – балансирующая на грани между жанрами триллера и социальной драмы. В центре фильма история пожилой женщины, у которой сын ушёл из дома и не вернулся. Она бродит по моргам в поисках его тела. Не находит, потому что покойник купил ботинки в день убийства, выйдя из дома, и мамаша этих ботинок у него никогда не видела. И она тела не признаёт. А что же голова? – спросите вы. А головы-то у покойника как раз нет. Её оттяпали убийцы и подкинули в машину мужичонке, который в морге наводит марафет на покойников. Движение мамаши и отрезанной головы сына навстречу друг другу, осложнённое приключениями, заблуждениями, линиями второго плана и составляет внутреннюю коллизию картины, перипетии её сюжета. При этом раскрываются чудесные характеры всех её героев. Но в момент, когда расстояние между мамашей и отреставрированной головой сына сокращается до вытянутой руки, катастрофа уже неизбежна. Надо сказать, что жюри оценило крутизну картины и наградило её специальным призом.

Подводя итоги, можно сказать, что призовая политика выявила самое интересное и художественно полноценное, что было на фестивале. А ведь это бывает не всегда. Хотя фильм «Орда» я бы показал вне конкурса как спецсобытие – уж больно он выделялся на фоне других картин и большим бюджетом (кстати, его видно в кадре), и уровнем исторических обобщений. Всё-таки в других картинах конфликты, лежащие в основе сюжетов, происходят между людьми, а не между народами.

Забавно, что по поводу «Орды» гуляли не в Москве, а в Сочи – на «Кинотавре». Фильма из гостей никто ещё не видел, но уже мог оценить масштаб всей затеи. Ресторан на берегу моря был переделан в ордынский шатёр с бронзовыми ордынскими люстрами. Этническая музыка дополнялась гортанным пением привезённого бог весть откуда этнографического музыкального коллектива. В чашах дымился отменный плов, водка лилась рекой. Режиссёр, выступая с приветственной речью, сказал, что наконец-то окончательно убедился, что у картины хороший бюджет.

А вот Московский фестиваль в плане частных вечеринок был довольно кислым. И красная дорожка была какой-то «левой», за забором, чтобы с Нового Арбата никто ничего не видел. Неудивительно, что Никита Михалков не встречал гостей у входа в кинотеатр «Октябрь», как это было раньше, когда разряженная публика поднималась в кинотеатр «Пушкинский». Однако почётные призы Тиму Бартону (на открытии) и Катрин Денёв (на закрытии) перевесили все недостатки – первые люди Планеты кино сочли за честь получить призы ММКФ, а это значит, что капитализация фестиваля растёт, и его репутация внушает международное доверие. К тому же конкурс этого года и фильмы победителей заставляют смотреть на будущее ММКФ с оптимизмом.

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram